Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА танкера «Вам», как видим, по времени практически совпадают с точностью до часа. Логично предположить, что протечки в трюмах «Сибири» результат удара корпуса ледокола о подводный таран во время проводки. Правда, есть и зазор для некоторых сомнений в этой версии. Водотечностей в трюмных емкостях, как показано выше, было несколько, к тому же не исключено, что в условиях рейса обнаружили не все из них. А это означает, что причины обнаружен­ ных протечек не сводятся только к инциденту во время проводки танкера «Вам». Судя по всему, этой логикой руководствовалась и министерская комиссия, поскольку пункту 2 в ее заключении пред­ шествует пункт 1, раскрывающий еще одну причину происшествия. Его мы также приводим полностью: «Повреждение набора, приведе­ ние к частичной потере местной прочности корпуса в районе 48-56 шпангоутов правого борта в результате плавания в экстремально тяжелых ледовых условиях высокоширотного рейса при форсиро­ вании тяжелых паковых льдов». Окончательное заключение таково: «Данный случай поврежде­ ния подводной части корпуса а/л «Сибирь» комиссией ММФ клас­ сифицирован как ледовый аварийный случай, технические убытки составляют 300 тыс. рублей». Итак, вроде бы все ясно. Переведя изложенное с профессиональ­ ного на простой язык, историю с повреждениями корпуса атомохода «Сибирь» мы можем назвать отложенной с предыдущего рейса ава­ рией, «спусковым крючком» которой стал октябрьский удар о корпус ледового тарана при проводке танкера «Вам» на востоке. Правда, ни в заключении комиссии ММФ, ни в просмотренных архивных до­ кументах Мурманского пароходства не удалось обнаружить каких-то подтверждений, что и в майско-июньском высокоширотном рейсе «Сибири» открылись водотечности в трюмах. Чтобы понять, были ли предпосылки к ним, я обратился к очевидцам событий, которые уже раскрыли в этом рассказе немало интересных подробностей рейса на Северный полюс. И не ошибся. По роду своих служебных обязанностей они не были напрямую связаны с осмотрами корпуса и трюмов ледокола, но ведь в рейсе ничего не утаишь, когда люди месяцами живут рядом в замкнутом тесном пространстве. Конечно, прошли не то что годы, три с половиной десятилетия после зна­ менитого рейса «Сибири», какие-то детали событий, связанных с повреждениями корпуса ледокола, в памяти очевидцев стерлись. Но для нас сейчас не это важно, главное - установить, были ли во­ 209

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz