Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
жении во льдах приходится на форштевень, скуловую часть корпуса, входящие в ледовый пояс ледокола, имеющий стальное усиление по сравнению с остальным корпусом. Вероятно, сказалось и то, что атомоход был остро необходим на трассе, и уже 23 июня его напра вили в западный район Севморпути для плановой проводки судов. 26 августа в бухте Михайлова командование ледоколом принял капитан Владимир Николаевич Красовский. При передаче дел водо лазный осмотр корпуса не проводился. А почти через три недели «Сибирь» последовала в восточный район Арктики и 26 сентября приступила к проводке судов на участке между мысом Шелагским и 180 меридианом (мыс Шмидта). В приказе отмечена любопытная деталь: ледокол не выходил на глубины менее 20 метров. И если угрозы соприкосновения с неровностями морского дна не возникало, ледовая обстановка в печально известном Айонском массиве, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Многолетний лед достигал сплоченности до 8-9 баллов и был поджат к берегу. Заприпайная полынья отсутствовала, а при температуре до минус 20 градусов лед интенсивно смерзался в ледяные поля с торосистыми грядами и «мощными ледовыми та ранами» - иногда и казенный язык бывает весьма красноречивым и образным. Условия проводки судов все усложнялись. В приказе отмечены сильные удары льдин по корпусу атомохода, случалось, лед подминался под корпус и попадал на винты, возникли условия для роста вибрации... Кульминация событий пришлась на 2 октября, когда осуществлялась проводка атомоходом «Сибирь» совместно с дальневосточным дизель-электрическим ледоколом «Капитан Хлебников» танкера «Вам» при сильном сжатии в тяжелых полях сморози. Заключение министерской комиссии по этому эпизоду работы наиболее подробно в деталях и потому стоит привести его дословно: «2. Удар ледокола ослабленной частью корпуса о подводный та ран тяжелой льдины при проводке танкера «Вам» ДВМП 02.10.87 г. около 16.00 судового времени в тяжелых условиях (лед 10 баллов с включением многолетнего до 8 баллов, сжатие до 2 баллов, тороше ние до 4 баллов, видимость 1-2 кбт) с форсированием торосистых перемычек на 90 % мощности АЭУ скорость при этом была около 2,4 узла». А теперь вспомним, с чего начинался этот рассказ: 2 октября около 17 часов была обнаружена первая водотечность на борту атомного ледокола «Сибирь». События на борту и при проводке 208 [лава 9. По зимнему льду
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz