Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА торосы, а между ними вода. Дальше как будто разрыв... Вот он и влез туда. Вроде бы и широкий разрыв, кабельтова 3-4, прошел по нему около мили, а дальше не выйти. И позади уже зажало. Особо не развернешься, чтобы ударить вбок. Станислав ругался, ругался, но потихонечку вылез. Снова из дневника Г Ю. Золотаревского: «26 мая. В 01.45 начали движение назад. Идем тяжело, к 8.00 утра прошли всего 12 миль. Дальше пошли лучше. Капитану обеща ли разводья на трое суток, но обстановка сейчас уже изменилась в худшую сторону». И снова комментарий в разговоре с В. И. Шестопаловым: - От полюса попали в тяжелые поля, вроде тех, на которые выса живают научные станции. Они редко появляются, их выбирают... А здесь, видимо, оторвало где-то, потом набивало, набивало и потом еще сморозило крепко. - По моей информации, у вас самые толстые, 4-5-метровые льды на обратном пути с полюса были... - Больше. Большая сморозь, как будто вспаханное поле, [де-то ниже торосы, где-то выше... Настолько все смерзшееся. Вот мы наш ли где-то трещину, начали колоть. Она колется, а не расширяется. Заколемся на корпус, дальше уже не можем. Даже если разгонишься. Ну что такое - метров 40-50 прошел и встал. А смотришь - конца- то нет и края у этой сморози. Визуально, сквозь бинокль, видишь: через 5-10 миль сморозь заканчивается. Блоки были большие. А по той трещине миль 40 мы прошли... - В одиночных плаваниях с наукой просто набираешься опыта, как грамотно выбирать путь. Потому что здесь судами, караваном не обременен, - продолжает Валерий Иванович, и вспоминает историю из своего капитанского прошлого, когда все решал судо водительский опыт: - Помню, я уже был капитаном на «Сибири», латвийский танкер «Самбург» проводили. Сморози в декабре тоже были большими: 15 миль шли четверо суток. Канал ударами целую вахту прокладывали. Потом, для того чтобы провести танкер, по тихонечку шли назад, кормой размывали канал. Подходили и брали танкер на буксир. Рижане, шутники, спрашивали: как там у вас, до марта хватит продуктов? А то давайте полный ход. А мы его и не сбавляли... Брали на буксир судно, проводили 2-3 мили, снова оставляли его. И снова рубили канал. Был случай, сжало нас на столько вместе с ними, что и назад не отойти, не оттолкнешь танкер, потому что винт поломаешь, и впереди зажало. И вот мы по метру, 205
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz