Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
вой системы на втором атомоходе серии поторопились, на ледоколе «Россия» ее вновь поставили». При заклинивании во льду, то есть полном обездвиживании ледо кола, справиться с которым уже не в состоянии силовая установка судна даже при поднятии мощности до ста процентов, из ледовых клещей выбираются с помощью раскачивания ледокола. «Диффе- рентная система состоит из двух независимых систем - кормовой и носовой, - продолжает пояснять Э. С.Ташев. - Вода закачивается попеременно в носовые и кормовые дифферентные цистерны объ емом более тысячи кубометров каждая и также осушается. Благо даря этому в корпусе ледокола возникает усилие для преодоления заклинивания во льду. Но бывает, что и его недостаточно...». Иной раз эффективнее применение креновой системы, позволяющей раскачивать ледокол в ледовых тисках, тоже за счет перекачки балластной воды, но с борта на борт. Вот она-то и отсутствовала на атомоходе «Сибирь», отчего возникали не только дополнительные проблемы при движении судна, но и весьма чувствительные неудоб- стваэкипажу. Вспоминает вахтенный электромеханик в рейсе 1987 года Василий Иванович Черномор: «Ледокол имеет такое свойство: если его хорошо разогнать, может забраться на льдину и сесть на нее, а вот разломать - не всегда, тем более, что на «Сибири» была только дифферентная система. Вот он залезал, заклинивался и начинались бесконечные реверсы двигателями... все дрожит, все трясется, со столов в каютах все летит, зубы вылетают... В нижних каютах, где матросы, машинисты живут, вообще невозможно находиться. А чем выше каюта, тем сильнее сказывается вибрация корпуса. На капи танском мостике она вообще самая сильная... В центральном посту управления испытываешь то же самое. За вахту приходишь в неопи суемо тяжелое состояние. Люди просто физически выматывались, становились неработоспособными. Человек старается выполнять свои обязанности, а обстановка на него угнетающе действует...». Видимо, не сбылось обещание комфорта морякам в ледовых плаваниях, данное в беседе с журналистом главным строителем «Сибири» Владимиром Ивановичем Кузнецовым. Дословно оно зву чало так: «Помните, какой грохот стоит в кормовой части атомохода, когда тот идет льдами? Так вот, на «Сибири» все каюты плаваю щие, независимые от корпуса...». С постройки «Сибири» все члены экипажа были обеспечены отдельными каютами. Однако вскоре из кормовых кают на жилой палубе машинисты переселились на диваны в каютах, расположенных ближе к носовой части ледокола, 196 [лава 9. По зимнему льду
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz