Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА По словам капитана дальше ледовая обстановка будет немного легче, а сейчас продвигаемся крайне трудно, ударами. Было первое заклинивание на 10 минут. 15 мая. До СП-27 осталось 65 миль. Идет сжатие, движемся на бегами. 16 мая. До СП-27 осталось 48 миль. Температура минус 18 градусов С. Толщина пакового льда до 4 метров. За сутки прошли 26 миль. 17 мая. До СП-27 осталось 26 миль. За сутки прошли 38 миль. Ве чером было сильное заклинивание. Падал вакуум на конденсаторе». Прервем дневниковые записи для необходимых пояснений. Когда на главном конденсаторе падает вакуум, это серьезно: системы ох лаждения не справляются со своими прямыми задачами, недалеко и до срабатывания аварийной защиты атомных реакторов. Надо сбавлять мощность, иначе механизмы могут выйти из строя. Заклинивания во льду «Сибирь» переносила намного тяжелее, чем другие атомные ледоколы. Это был единственный атомоход, на котором конструкторы отказались от использования в борьбе с заклиниваниями креновой системы, ограничившись размещением на борту только дифферентной. Почему так получилось, расска зывает один из самых опытных механиков атомного флота Эдуард Сергеевич Ташев: «В первое время эксплуатации атомный ледокол «Арктика» очень редко заклинивался во льду и быстро выходил из заклинивания без помощи креновой системы. Поступило рацпредложение: в целях экономии средств на строительстве после дующих ледоколов серии отказаться от креновой системы. Однако уже вскоре на атомном ледоколе «Арктика», а потом и на «Сибири» за клинивания во льдах у ч а с т и л и с ь и з-за ухудшения состояния корпусов атомоходов. Стало очевидно, что с упразднением крено- Э. С.Ташев 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz