Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

К чему эти параллели в рассказе? К тому, что ни расстояние, ни прямизна маршрута в рейсе «Сибири» роли уже не играли. Все ре­ шали льды. Вот как комментирует ситуацию капитан Шестопалов: «Когда подошли к ЗФИ, встал выбор: либо напрямую к станции идти, либо по разрыву во льдах - до 86 градуса северной широты. Разрыв шел почти на полюс. А станция была градусов под 30-40 к западу. Она южнее 86 градуса располагалась. Разгорелись споры. На снимках были четко видны разрывы. Они шли друг за другом, один из другого переходил. Я говорил штурманам и гидрологам: ребята, не обольщайтесь, в разрывах не вода, лед. А учитывая, что разры­ вы пришли к полюсу с востока, там может быть большая толщина льда. Решили сЧилингаровым идти напрямую на станцию. В ровном льду, что лежал перед нами, ледокол если и не пойдет ходом, то ударами точно пройдет. Лед оказался примерно два с половиной метра толщиной, где-то и ходом шли, если потоньше... Заснежен- ность поверхности оказалась очень большая, и самое страшное - встречались торосистые перемычки, там шли с ударами. А это, сами понимаете, много реверсов... Гидрологи нам говорили: пойдем по разрывам, возможно, и меньше путь выйдет, чем по прямой. На самом деле, по разрывам путь удлинялся, и там тоже встречались тяжелые перемычки. Двигаясь по прямой, к станции мы пришли точно в соответствии с расчетами. То, что умозрительно складывалось в головах специалистов, на деле обстояло так. Вернемся к дневнику Золотаревского: «14 мая 87 г. Вертолет Ми-8 с пятью журналистами и операторами улетел на СП-27, до которой 104 мили. Идем очень тяжело, за пре­ дыдущие сутки прошли около 70 миль... Возвращение планируют по трем возможным маршрутам: 1) маршрут, по которому шли сюда; 2) маршрут восточнее ЗФИ на Диксон; 3) прямо с СП-27 или с полюса на СП-29, куда позднее самолетом доставят людей и продовольствие. Сейчас везем на СП-29 человек двенадцать. Ледокол «Красин» около ЗФИ находится в готовности номер один, также в готовности «Россия», чтобы нам помочь. О нас помнят. Завтра, 15 мая, день фотосъемки по стране. В ста городах и на предприятиях будут производить фотосъемку для аль­ бома к 70-летию (70-летию Великой Октябрьской социалистической революции, отмечавшемуся 7 ноября 1987 года - прим. автора). Один из ста - наш ледокол «Сибирь». На борту фотокорреспондент Чистяков В. В. ... 194 [лава 9. По зимнему льду

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz