Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

мореплавания выйдут в рейсе на первый план, поскольку в таких приполюсных льдах не ходило еще ни одно судно. Но потом, и это тоже предположение, в силу большого объема научных задач ру­ ководство экспедицией перепоручили заместителю Председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды Артуру Николаевичу Чилингарову. Работы ученым в рейсе предстояло действительно много. В программу высокоши­ ротного рейса входил комплекс океанологических, геофизических, гидрометеорологических исследований. На борту находились ученые Арктического и Антарктического института, институтов океанологии и географии Академии наук СССР, специалисты из Министерства геологии СССР, Главного управления картографии и геодезии при Со­ вете Министров СССР и других ведомств. Экспедицию обеспечивали Іоскомгидромет СССР, министерства морского флота и гражданской авиации. После неожиданной «отставки» незадолго до начала рейса к Шестопалову обратился сам министр морского флота Ю. М. Вольмер, причем не с приказом, а с просьбой - выйти по воз­ можности в рейс, учитывая ожидаемые сложности ледового пла­ вания. Действительно, льды доставили немало хлопот, но для В. И. Шестопалова это обернулось своеобразным рекордом. Он стал единственным участником экспедиции, который побывал на Северном полюсе три раза: на самолете ледовой разведки при подготовке основного штурма, на вертолете, когда проводилась оперативная разведка оставшихся 212 миль пути ледокола к полюсу и непосредственно при заходе «Сибири» на символическую вер­ шину планеты. Потому и сподручнее начинать этот рассказ именно Валерию Ивановичу: «Подготовка к рейсу была очень серьезная. Раньше все тщательно скрывалось, а здесь ничего не скрывалось. Во-первых, надо было снять СП-27. Во-вторых, высадить СП-29. Сам поход на Северный полюс не стоял в плане как обязательный. Работы ученым и так хватало. На борту было свыше ста человек научных работников от разных организаций. Там даже был представитель по животно­ му миру. Есть ли тюлени на Северном полюсе, его интересовало. Довольно оригинальный товарищ. Иван Фролов (ныне директор ААНИИ, доктор географических наук - прим. автора) в этом рейсе был начальником научно-оперативной группы. Был у нас такой Ил- 18 - летающая лаборатория. Мы на нем из Мурманска в район по­ люса летали, оценить ледовую обстановку - через ЗФИ и обратно в 192 [лава 9. По зимнему льду

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz