Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
мореплавания выйдут в рейсе на первый план, поскольку в таких приполюсных льдах не ходило еще ни одно судно. Но потом, и это тоже предположение, в силу большого объема научных задач ру ководство экспедицией перепоручили заместителю Председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды Артуру Николаевичу Чилингарову. Работы ученым в рейсе предстояло действительно много. В программу высокоши ротного рейса входил комплекс океанологических, геофизических, гидрометеорологических исследований. На борту находились ученые Арктического и Антарктического института, институтов океанологии и географии Академии наук СССР, специалисты из Министерства геологии СССР, Главного управления картографии и геодезии при Со вете Министров СССР и других ведомств. Экспедицию обеспечивали Іоскомгидромет СССР, министерства морского флота и гражданской авиации. После неожиданной «отставки» незадолго до начала рейса к Шестопалову обратился сам министр морского флота Ю. М. Вольмер, причем не с приказом, а с просьбой - выйти по воз можности в рейс, учитывая ожидаемые сложности ледового пла вания. Действительно, льды доставили немало хлопот, но для В. И. Шестопалова это обернулось своеобразным рекордом. Он стал единственным участником экспедиции, который побывал на Северном полюсе три раза: на самолете ледовой разведки при подготовке основного штурма, на вертолете, когда проводилась оперативная разведка оставшихся 212 миль пути ледокола к полюсу и непосредственно при заходе «Сибири» на символическую вер шину планеты. Потому и сподручнее начинать этот рассказ именно Валерию Ивановичу: «Подготовка к рейсу была очень серьезная. Раньше все тщательно скрывалось, а здесь ничего не скрывалось. Во-первых, надо было снять СП-27. Во-вторых, высадить СП-29. Сам поход на Северный полюс не стоял в плане как обязательный. Работы ученым и так хватало. На борту было свыше ста человек научных работников от разных организаций. Там даже был представитель по животно му миру. Есть ли тюлени на Северном полюсе, его интересовало. Довольно оригинальный товарищ. Иван Фролов (ныне директор ААНИИ, доктор географических наук - прим. автора) в этом рейсе был начальником научно-оперативной группы. Был у нас такой Ил- 18 - летающая лаборатория. Мы на нем из Мурманска в район по люса летали, оценить ледовую обстановку - через ЗФИ и обратно в 192 [лава 9. По зимнему льду
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz