Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

наиболее сложными ледовыми условиями. . . - такова научная оцен­ ка рейса, сделанная Сергеем Викторовичем Фроловым, заведующим лабораторией изучения ледового плавания отдела ледового режима и прогнозов ДАНИИ. Это не просто абстрактное умозаключение уче­ ного, а и свидетельство очевидца: поход на «Сибири» был первым рейсом на Северный полюс океанолога, выпускника географиче­ ского факультета Ленинградского государственного университета. Звучит несколько странно: первый рейс на полюс. Как будто на нем человек бывает регулярно. Но это если говорить про далеких от Арктики людей. Фролову же по долгу службы там впоследствии доводилось бывать 11 раз. Дело, конечно же, в небывалой сложности преодоления ледовых преград, встретившихся на пути, но игра стоила свеч, ведь был сде­ лан далеко идущий вывод. Успех экспедиции на ледоколе «Сибирь» в район Северного полюса выявил чрезвычайно важную аксиому развивавшегося гражданского атомного флота: атомоходы в прин­ ципе способны работать и в высоких арктических широтах круглый год! Наряду с такой перспективой роста продолжительности высоко­ широтных навигаций делалась заявка на освоение вертикальных (в сторону приполюсного района) горизонтов плавания, в дополнение к интенсивно осваивавшимся широтным маршрутам Северного мор­ ского пути вдоль российского арктического побережья. Кому-то покажется все это походом за очередными мировыми рекордами, но только не полярникам СП-27, ждавшим прихода «Сибири» как спасения. Это не преувеличение. Станция на­ ходилась в смертельной опасности из-за сокращения размеров льдины, уже не позволявшего оборудовать на ней аэродром для приема самолетов. На пределе было обеспечение жизнедеятель­ ности: когда стало ясно, что атомоход задержится с выходом в рейс, полярники ввели жесткий режим экономии топлива. Словом, тут было не до рекордов. К тому же и вторая задача, стоявшая перед участниками экспедиции, была не менее важна: высадить новый коллектив полярников и обустроить дрейфующую станцию «Северный полюс-29», максимально используя погруженное на борт атомохода оборудование и снаряжение с эвакуированной СП-27. Можно сказать, в этом рейсе для его участников полюс был еще «дальше», чем для членов экспедиции на атомном ледоколе «Арктика» в 1977 году. Десять лет назад проведение рейса дикто­ валось чисто научными задачами, а в рейсе «Сибири» на первом плане были задачи практические, связанные с организацией работы 190 [лава 9. По зимнему льду

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz