Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА атомного ледокола «Сибирь», которому достались в одном году два тяжелейших рейса в Арктику, причем не только в самой биографии ледокола, но и в истории всего атомного флота. Во всяком случае об одном из этих рейсов - знаменитом полюсном - так говорить можно без натяжки. Попробуем разобраться в том, что же произошло на атомном ледоколе «Сибирь». А для этого сначала надо восстановить саму канву событий 1987 года в череде ледовых плаваний атомохода. Круглогодичная навигация в западном районе Северного мор ского пути уже не воспринималась как что-то экстраординарное и трудновыполнимое. Вот и «Сибирь» свою десятую с момента ввода строй навигацию начинала прямо в январе, проводя суда с грузами Норильского горно-металлургического комбината в Карском море на линии Мурманск-Дудинка. Зимнюю работу на этом участке морской трассы легкой не назовешь, но то, что предстояло дальше, не шло ни в какое сравнение. Через три месяца атомоход был отозван в Мур манск для подготовки к рейсу в приполюсный район с целью снятия со льдины дрейфующей научно-исследовательской станции «Север ный полюс-27». Иначе говоря, экипажу предстояло отправиться в район Арктики, где в это время года еще не бывало ни одно судно. Попутно у «сибиряков» и их коллег-ученых в количестве не менее ста человек, работавших по своей научной программе, открывалась возможность стать сезонными первопроходцами Северного полюса, хотя и шли они на символическую вершину планеты с интервалом 10 лет вслед за атомоходом «Арктика». Слово «сезонные» здесь вполне уместно, хотя и требует пояснения. Времена года в полярных широтах никак не совпадают с календарными. Судите сами. Науч- но-исследовательский рейс «Сибири» формально, по календарным срокам, начинался еще весной - 8 мая, завершился 19 июня, то есть летом. А шел ледокол в район полюса сквозь самые тяжелые в году льды, которые «выросли», окрепли и превратились в труднопрохо димые преграды за долгую полярную зиму. Существует даже специ альный термин - зимний лед. Так в старой номенклатуре назывался один из видов однолетнего льда. И навигация традиционно делилась на летнюю (июнь-сентябрь) и зимнюю (октябрь-май). Поэтому лед и считался зимним. «Плавание «Сибири» стоит особняком в ряду других плаваний на Северный полюс, поскольку было совершено в мае - начале июня, в период наибольшего развития ледяного покрова, отличающегося 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz