Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА осваивающих природные богатства полуострова Ямал и других мест Крайнего Севера». И, конечно, поздравления первопроходцам Северного полюса. Их были тысячи, начиная от лидера государства генерального се­ кретаря ЦК КПСС, Председателя Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева и кончая рядовыми гражданами нашей страны. Во всех добрых словах членам экспедиции была своя степень искренности, признания, уважения. Одно из первых поздравлений прозвучало прямо с неба над полюсом. Об этом рассказал в своих воспомина­ ниях руководитель экспедиции министр морского флота СССР Т. Б. Іуженко: «Около 11.00 в самый разгар веселья над нами появился вновь Ил-14, с борта которого неутомимый и неугомонный Марк Иванович Шевелев, сделав два круга, поздравил всех участников и персонально своего «крестника»-капитана, которому не пришлось быть летчиком, но благодаря природному таланту и завидному тру­ долюбию, удалось стать выдающимся капитаном, сумевшим первым привести надводный корабль в эту точку планеты. На прощание Марк Иванович пошутил: перед уходом смажьте земную ось...». Іоворя о неутомимости 74-летнего Шевелева, известного еще в 30-е годы всей Арктике, Іуженко имеет в виду и полет к атомоходу «Ар­ ктика» тремя днями раньше, о котором он тоже рассказал: «Утром над нами появился самолет ледовой разведки Ил-І4. На его борту М. Шевелев и Н. Жуков. Первый - организатор и руководитель, второй - штурман экипажа самолета Алексеева, одного из четырех само­ летов, осуществивших высадку на Северном полюсе прославленной четверки папанинцев 21 мая 1937 г. с оборудованием первой в мире дрейфующей исследовательской станции «Северный полюс-1». Они сообщили, что по курсу до 87 градуса северной широты обстановка соответствует прогнозу, и пожелали нам счастливого пути». Между двумя десантами на полюс, как видим, без малого сорок лет, вме­ стивших в себя научно-технический прорыв - от тяжелых винтовых транспортных самолетов до атомных ледоколов, а люди, что обе­ спечивали обе экспедиции, те же. Иными словами, революционные прорывы научно-технического прогресса настолько участились и уплотнились по времени, что стали теперь укладываться в пределы одной человеческой жизни. И что не менее удивительно: не только в развитии техники, в судьбах людей такие же, кажущиеся фантастически невероятными прорывы и достижения. Это о «крестнике» Шевелева. В 1941 году Марк Иванович дал рекомендацию в арктический флот вчерашне­ 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz