Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ли. С отдельными скоплениями многолетнего льда мы встречались во время плавания на «Ленине» и на «Арктике» до этого похода, но ледяные поля толщиной в несколько метров - такие нам преодоле вать не приходилось...». Поток откликов в мировой печати по итогам рейса «Арктики» на Северный полюс разошелся по всем континентам и странам. Дело это обычное, даже дежурное для журналистов, ищущих новостей. И как правило, большинство этих откликов уже на третий день по сле события забываются. Большинство, но не все. Самые ценные те мнения, что и через десятилетия после события не только не потеряли актуальности, но даже прибавили в ней. Вот всего два высказывания из этого разряда. «Выдающийся успех «Арктики» претворил в жизнь давнишнюю мечту русских - установить и поддерживать круглогодичное судо ходство на Севере» (американская газета «Балтимор Сан»), «Поход «Арктики» - это важный шаг к открытию самого короткого пути из Европы в Азию» (чехословацкая газета «Руде Право»), Сумели-таки иностранцы рассмотреть главное, что определяет смысл и цели современного отечественного арктического море плавания... По прошествии времени объективную и всестороннюю оценку результатов экспедиции на Северный полюс сделал в своих вос поминаниях и Тимофей Борисович Іуженко: «Как известно, в дальнейшем после успешного рейса «Арктики» и анализа его результатов пошел активный процесс более раннего открытия навигации и более позднего ее окончания, а в важнейших районах с максимальным грузопотоком (порты Дудинка, Игарка, Анадырь) была объявлена круглогодичная навигация. Осущест влялся завоз всего необходимого для жизнедеятельности таких валютообразующих комплексов, как Норильский комбинат цветной металлургии, Енисейский лесопромышленный комплекс, золото- и алмазодобывающие предприятия Чукотки и Якутии. В конце 70-х годов наряду с традиционными грузопотоками по Северному мор скому пути стали в широких масштабах осуществляться уникальные перевозки оборудования и материалов для строек Сибири. Прин ципиально новой в эти годы стала практика зимнего завоза грузов ледокольно-транспортными судами с помощью атомных ледоколов с выгрузкой на припай, что создало возможность достаточно надежно и устойчиво обеспечивать всем необходимым геологов и строителей, 178 Глава 8. Первый - это навсегда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz