Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА лед, припай, коричневый цвет - тяжелые льды. Чем темнее ко­ ричневый цвет, тем тяжелее льды. Коричневый цвет сгущается на «шапке» у полюса. Здесь он самый темный, но только на карте. На Северном полюсе, где был водружен государственный флаг СССР, лед обычного цвета...». И все же, по-моему, ближе всех к истинной оценке усилий людей в этом рейсе был капитан «Арктики» Юрий Сергеевич Кучиев: «Плавание во льдах - это вечный риск. Могут произойти тысячи неожиданностей: сломаться конус гребного вала, отвалиться винт. В этом случае ледокол лишается трети мощности. Может сложиться ситуация, когда затертый льдами он должен будет пытаться вы­ рваться из ледового плена. Поэтому на борту был аварийный запас продовольствия, чтобы хватило всему экипажу примерно на 8 ме­ сяцев. Было все необходимое, чтобы построить аэродром. Особое беспокойство вызывали ажурные винты диаметром 5,7 метра. Но даже в самые тяжелые моменты плавания «Арктики» они выдержа- Руководители экспедиции и главные судоводители в рейсе на ходовом мостике ледокола «Арктика». Слева направо: К.Н.Чубаков,Т.Б. [уженко,Ю. С. Кучиев, А.А.Ламехов,В.А. Іолохвастов 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz