Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

для меня печально, что прогноз наших ученых на базе имеющихся исследований не подтвердился и показал очень большой разрыв по времени. В целом рейс, по данным научных прогнозов, должен был длиться 29,5 суток, а фактически продолжался 12,5 суток. Хорошо это или плохо? Некоторые говорят - хорошо, а я, как министр, как хозяйственник, говорю, что это плохо. Это говорит, что мы не знаем резервов и возможностей, и мы надуваем государство в том, что делаем меньше работы теми средствами, чем можем делать, и до­ рого мы обходимся государству...». Подробное объяснение расхождению между расчетами ученых и фактическим сроком рейса дал руководитель научно-оператив- ной группы оперативного штаба экспедиции на Диксоне Александр Иванович Арикайнен: «Причин здесь несколько. - пишет он. - Пер­ вая и основная - психологическая. На специалистов «давил» груз большой ответственности, и они, следуя традициям научно-опера- тивного обеспечения судоходства, определили затраты времени по максимуму, с учетом большей, чем было на самом деле, частоты сжатий льда. Вторая - в расчетах недостаточно была учтена роль бортового вертолета, способствующего, причем существенно, повы­ шению скорости атомохода в условиях повышенной раздробленности ледяного покрова. Третья - в Центральном полярном бассейне в августе 1977 г. сформировались аномально благоприятные ледо­ вые и метеорологические условия. Наконец, немаловажную роль сыграли профессиональные качества судоводителей «Арктики», грамотно владеющих тактикой плавания во льдах. Индивидуальное искусство форсирования ледовых перемычек, согласитесь, трудно учесть в расчетах». Еще одно авторитетное мнение. Привожу отрывок из интервью сразу после рейса Кирилла Николаевича Чубакова, начальника Администрации Северного морского пути: «13 суток потратил ледокол «Арктика», чтобы совершить бес­ примерный переход по сложному маршруту Мурманск - Северный полюс - Мурманск. За это время он прошел 3852 морских мили, в том числе 1200 миль через многолетний лед. А результаты многолетнего упорного труда гидрографов позволили «Арктике» уверенно идти в высоких широтах. Обратите внимание на карту... В международной практике полага­ ется расцвечивать карту строго определенными цветами: зеленый цвет здесь означает редкий лед, зеленые полосы - неподвижный 176 Глава 8. Первый - это навсегда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz