Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА морского пути. Таково свойство суперсовременной техники: чем она становится сложнее, тем больше, образно говоря, период ее кон­ струирования в мозгу, в том числе электронном, просчитывающем уже не единичные, а многотысячные варианты решений. Но когда мысль воплощена в металле, требуется время и немалые усилия уже не строителей, а эксплуатационников, чтобы освоить новое судно, которому аналогов нет. Однако и этого мало, потому что не менее значимо второе неизвестное в уравнении - сам приполюсный высокоширотный район, куда не заходило ни одно судно. Здесь в не­ ведомых ледовых условиях плавания происходит главная проверка, насколько замысел (проект) нового ледокола правильно просчитан. Соприкосновение этих двух неизвестных и должно выдать искомый результат. Выражается он в доказанной всеми усилиями людей сте­ пени надежности и безопасности атомного ледокола и в появлении новых представлений о возможностях высокоширотных плаваний в Арктике. Что же выяснилось по окончании первого в истории похода ледокола «Арктика» на Северный полюс? Насколько не представляли всех возможностей нового атомохода, говорит то, что Институт Арктики и Антарктики в своих прогнозах от­ водил «Арктике» на полюсный рейс из Мурманска, ни много ни мало, 30 суток. Более того, рассматривались различные варианты неуда­ чи, включая нарушение герметичности корпуса под воздействием льдов, вынужденную зимовку в Арктике из-за тяжелых ледовых условий и даже высадку экспедиции на лед в случае аварии атомо­ хода. Сегодня, по прошествии 35 лет, можно сказать, что атомоходы второго поколения оказались намного надежнее, чем предполагали их создатели и эксплуатационники в момент подготовки рейса на полюс. Хотя и случилась десятью годами позже скрытая водотеч- ность корпуса атомохода «Сибирь» в самом тяжелом, намой взгляд, втором рейсе на вершину планеты. Но в определении возможной продолжительности рейсов ученые просчитались либо перестрахо­ вались. Регулярные туристические круизы на Северный полюс, на­ чатые на атомоходах типа «Арктика» с 1990 года и продолжающиеся сегодня, теперь укладываются в 12 суток с точностью, позволяющей строго по расписанию менять группы туристов. Всего лишь один раз за эти годы атомоход «Ямал» не дошел до полюса. Точнее, смог бы дойти, но нарушив жесткий график. А 30 августа 1977 года, через несколько дней после завершения рейса «Арктики», руководитель экспедиции министр морского флота СССР Т. Б. Іуженко говорил на коллегии ММФ об ошибках прогнозов неожиданно резко: «Лично 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz