Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА морского пути. Таково свойство суперсовременной техники: чем она становится сложнее, тем больше, образно говоря, период ее кон струирования в мозгу, в том числе электронном, просчитывающем уже не единичные, а многотысячные варианты решений. Но когда мысль воплощена в металле, требуется время и немалые усилия уже не строителей, а эксплуатационников, чтобы освоить новое судно, которому аналогов нет. Однако и этого мало, потому что не менее значимо второе неизвестное в уравнении - сам приполюсный высокоширотный район, куда не заходило ни одно судно. Здесь в не ведомых ледовых условиях плавания происходит главная проверка, насколько замысел (проект) нового ледокола правильно просчитан. Соприкосновение этих двух неизвестных и должно выдать искомый результат. Выражается он в доказанной всеми усилиями людей сте пени надежности и безопасности атомного ледокола и в появлении новых представлений о возможностях высокоширотных плаваний в Арктике. Что же выяснилось по окончании первого в истории похода ледокола «Арктика» на Северный полюс? Насколько не представляли всех возможностей нового атомохода, говорит то, что Институт Арктики и Антарктики в своих прогнозах от водил «Арктике» на полюсный рейс из Мурманска, ни много ни мало, 30 суток. Более того, рассматривались различные варианты неуда чи, включая нарушение герметичности корпуса под воздействием льдов, вынужденную зимовку в Арктике из-за тяжелых ледовых условий и даже высадку экспедиции на лед в случае аварии атомо хода. Сегодня, по прошествии 35 лет, можно сказать, что атомоходы второго поколения оказались намного надежнее, чем предполагали их создатели и эксплуатационники в момент подготовки рейса на полюс. Хотя и случилась десятью годами позже скрытая водотеч- ность корпуса атомохода «Сибирь» в самом тяжелом, намой взгляд, втором рейсе на вершину планеты. Но в определении возможной продолжительности рейсов ученые просчитались либо перестрахо вались. Регулярные туристические круизы на Северный полюс, на чатые на атомоходах типа «Арктика» с 1990 года и продолжающиеся сегодня, теперь укладываются в 12 суток с точностью, позволяющей строго по расписанию менять группы туристов. Всего лишь один раз за эти годы атомоход «Ямал» не дошел до полюса. Точнее, смог бы дойти, но нарушив жесткий график. А 30 августа 1977 года, через несколько дней после завершения рейса «Арктики», руководитель экспедиции министр морского флота СССР Т. Б. Іуженко говорил на коллегии ММФ об ошибках прогнозов неожиданно резко: «Лично 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz