Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

по-моему, и с главным механиком и другими ведущими специали­ стами. Игорь Алексеевич Домахин был из разряда руководителей, о ком подчиненные говорят: за ним, как за каменной стеной. Он и чужую ответственность, не говоря уже о своей - все брал на себя. С таким человеком работать надежно, но силы одного человека, даже самого выносливого, не беспредельны... Игорь Алексеевич устал до такой степени, что когда сняли вы­ шедший из строя автомат и начали проверять запасной, он включил мотор не на 380 вольт, а на 220. Стоит, смотрит и не сообразит, поче­ му же он так медленно вращается. Іабелок пришел и сразу заметил: Игорь Алексеевич, такты же не туда подключил.. А потом произошло несинхронное включение, близкое к коротко­ му замыканию. Іабелок и говорит Домахину: «Все, иди отдыхай...». Мы сразу быстренько определились, что в системе возбуждения подгорели диоды, заменили их, зачистили, проверили цепи управ­ ления. И выяснилось, что при первом замыкании выбило автоматик синхронизации одного канала. Поэтому синхроноскоп бегал как хотел, но это уже технические детали. Причину аварийного проис­ шествия мы нашли и устранили. Атомоход снова обрел мощь для преодоления льдов». Быть ближе к опасности. Соблюдения этого правила капитан Кучиев требовал неукоснительно. Даже на пять минут не имел пра­ ва отлучиться от своего заведования вахтенный, пока не вызовет своего отдыхающего сменщика. Хорошо известно и такое правило: в кают-компанию обедать-завтракать приходили только в форменной одежде. Родилось даже выражение: форма-это дисциплина! А когда входил капитан в центральный пост управления, приветствовали его стоя. Вроде бы к делу все это не имеет прямого отношения и сейчас такого на атомоходах не встретишь, но, вероятно, оттого не было в рейсах серьезных происшествий по причине пресловутого «человеческого фактора», потому что люди все время чувствовали, что несут ответственную службу, и даже в личное время во время плавания нельзя забывать о своем назначении. Банально, но по­ рядок начинается с мелочей... Рейс к Северному полюсу в августе 1977 года можно представить себе и как уравнение с двумя неизвестными. Первое неизвестное - сам атомный ледокол второго поколения, несмотря на пред­ шествовавшую двухлетнюю его «обкатку» на трассах Северного 174 Глава 8. Первый - это навсегда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz