Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

вечер наших бесед, а с ним и моя командировка в Санкт-Петербург, где Домахин жил, выйдя на пенсию. Игорь Алексеевич, чье живое, даже страстное желание сохранить в памяти историю граждан­ ского атомного флота и судьбы его людей до сих пор свежо в моей памяти, заметил на прощание: «Приезжай еще, не успели обсудить то, что меня волнует и через 30 лет...». С тем и расстались, не по­ дозревая, что навсегда. В мае 2012 года его не стало, а мне не хва­ тило времени в суматошно-беспокойной нынешней жизни еще раз навестить человека, чье имя золотом вписано в историю атомного ледокольного флота. К счастью, нашелся участникэтих событий, который был рядом с Домахиным в том рейсе. Тоже человек во всем достойный. Іеоргий Юрьевич Золотаревский сегодня едва ли не единственный среди моряков атомного ледокольного флота, кто участвовал в трех са­ мых выдающихся рейсах атомоходов в советский период: на «Ар­ ктике» в 1977 году и в 1983-м, когда она была лидером операции по спасению десятков зажатых льдами судов в восточном районе Севморпути, которым грозила зимовка в замерзших морях, а на «Сибири» в 1987 году Золотаревский второй раз достиг Северного полюса. За те десять лет в наименовании занимаемой должности он «потерял» одно слово: был старшим вахтенным электромехани­ ком, стал просто старшим инженером-электромехаником. На деле же разница огромная: выше расти электромеханику на ледоколе некуда, достижение этой вершины лучше всего свидетельствует об отношении специалиста к своему делу. Но сегодня по моей просьбе он вспоминает всего один эпизод рейса атомохода «Арктика» на Се­ верный полюс, рассказывает так, что почти не хочется перебивать его уточняющими вопросами: «По-моему, через сутки, как ледокол ушел с полюса, произошла довольно-таки серьезная авария. Не ликвидируй мы ее последствий, ледокол уже никто оттуда не вытащил бы, могли застрять на долгое- долгое время. У нас на борту две электростанции: ГРЩ-1 и ГРЩ-2 (ГРЩ - глав­ ный распределительный щит - прим. автора). И на ГРЩ-1 на одной секции произошло короткое замыкание, вышел из строя мощный большой автомат. Потом разбирались, почему... Перед рейсом был ремонт. Каждую секцию готовил какой-то мастер-электрик. И как раз там, где закоротило, работы провести было поручено практи­ канту из ЛВИМУ (Ленинградского высшего инженерно-морского 172 Глава 8. Первый - это навсегда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz