Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА уже рубеж ста рейсов на Северный полюс перешагнула статистика плаваний за прошедшие почти сорок лет, подавляющее большинство которых совершили атомоходы. А мы возвращаемся к тому же, кульминационному 17 августа, снова по записям в дневнике капитана Кучиева: «18-36 - дали ход. 19-05 - ...еще раз прошли через точку географического полюса, легли на генеральный курс по 45 меридиану. На обратном пути лед тяжелее. Мощные поля. Ледокол часто клинится, но на настроение уже влияния не оказывает. Вырываем ледокол и снова штурмуем перемычки. Вжурнале уча­ стились записи: «заклинивание», «вышли из заклинивания». Говорят, когда цель достигнута и остается последняя часть пути, у путешествующих случаются самые большие неприятности и беды. Это закон: не расслабляться! Іде-то министрТ. Б. Іуженко почерпнул мысль и записал в своих мемуарах: « Мы прекрасно понимали, что, плавая во льдах Арктики, необходимо, как ни в одном бассейне, по­ стоянно держать в сознании золотое правило опытных мореходов - чувствовать себя ближе к опасности». Только спустя 35 лет после похода пришло время рассказать об эпизоде рейса, который произошел на обратном пути домой, в Мурманск, когда настроения радости победы и выполненного долга, казалось, уже ничто не могло поколебать. Но случившееся показало, насколько близко ходит беда в Арктике. И что еще существеннее: при всей грандиозной внушительности коллективных усилий по достижению полюса в море и на берегу, нигде и никогда не исчез­ нет личная ответственность каждого в общем деле. Это правило применимо к тем, кто, образно говоря, беду сотворил, и тем, кто ее последствия ликвидировал. О том, что такая история случилась в рейсе, я узнал несколько лет назад от человека, который был самым непосредственным ликвидатором произошедшего, но что конкретно произошло, тогда осталось для меня тайной. И такое в жизни случается... Игорь Алексеевич Домахин, один из двух старших инженеров- электромехаников в экипаже «Арктики», не успел рассказать мне о происшествии. До того три дня мы обсуждали судьбу другого атомного ледокола, «Ленин», первого в истории, работая над книгой, посвященной близившемуся его 50-летию. Заканчивался последний 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz