Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА В связи с необычным маршрутом плавания мы попросили ледовых разведчиков давать подробную характеристику ледяного покрова, включая количество и размеры полей, а также следить за опера тивностью передачи информации. 13 августа. Пролив Вилькицкого, море Лаптевых. Все с тревогой ожидают, какими будут льды Арктического бассейна. На атомоходе по полной программе ведутся научные работы, вы полняемые сотрудниками различных институтов: 10 сотрудников ДА НИИ занимаются сбором информации и научными исследованиями под руководством кандидата географических наук И. П. Романова. Круглосуточные наблюдения за льдами выполняют кандидаты гео графических наук Г Н. Сергеев, В. А. Спичкин и группа инженеров - Ю. Н. Хромов, А. П. Иванов и А. В. Дорофеев. У приборов, реги стрирующих нагрузки на корпус ледокола при ударах о лед, несут непрерывную вахту инженеры Б. П. Ионов, А. Н. Ильчук, П. М. Ни колаев и П. В. Богородский. Сотрудники Гидрографического предпри ятия ММФ П. Ф. Третьяков и В. Г Ермаченко следят за показаниями судового эхолота, с помощью которого определяются глубины и рельеф дна по маршруту следования атомного ледокола. Научная группа Центрального научно-исследовательского института ММФ, в которую входят В. А. Беляшов, О. Н. Беззубик, В. И. Тимофеев, изучают работу гребных винтов при движении ледокола во льдах. Очень важное и интересное исследование выполняли сотрудники Рижского института гражданской авиации доктор технических наук М. И. Финкельштейн и Э. И. Лазарев: они установили на вертолете дистанционный измеритель толщины льда, с помощью которого измеряли профиль ледяного покрова по направлению движения ледокола. Комментарий М. И. Финкельштейна, заведующего кафедрой радиолокации упомянутого института: «Лед» устанавливался на борту вертолетов и самолетов в период ледовых разведок, прошел «крещение» во время продленных навигаций на трассе Северного морского пути, в Ямальской операции 1976 года. Наш «Лед» умеет проводить съемку состояния льда на больших площадях, почти безошибочно определяет возраст льда. Пожалуй, нигде в мире нет такого штатного прибора». ...Пока скорость хода такова, что самолеты ледовой разведки не успевают сообщать ледовую обстановку на сутки вперед. Той информации, которую дает дальняя разведка, «хватает» на 3-5 час., а дальше следуем с помощью своей вертолетной разведки. 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz