Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА тяжении XX века... Что это - акт отчаяния или переход российской арктической науки в какое-то новое, пока неведомое качество? Впрочем, разговор явно ушел в сторону от дневника Романова. Надо возвращаться к нему. Поначалу ученый сдержан в словах, протокольно краток, но иначе быстро не войти в курс дела. Зато потом научные сведения перемежаются живыми наблюдениями, создавая стереоскопический показ повседневных событий рейса: «9 августа 1977 г. на атомный ледокол «Арктика» из Ленингра да прибыла научная группа экспедиции. Основной задачей этой группы была отработка системы научно-оперативного ледового и гидрометеорологического обеспечения плаваний в высоких широтах Северного Ледовитого океана, изучение ледовых условий плавания и движения мощных ледоколов, исследование прочности корпуса и винтов ледокола при различных видах его работы во льдах, сбор данных о физических характеристиках ледяного покрова. В плане обеспечения экспедиции научной информацией предус матривались систематический сбор, обработка и анализ ледовой, гидрометеорологической информации, поступающей на ледокол с полярных станций, от научно-оперативных групп штабов морских операций, с самолетов дальней и ближней ледовой разведки, ДАНИИ и береговой сети; сбор, обработка и анализ информации, получаемой непосредственно на ледоколе. 10 августа. Баренцево море. Зыбь. Следуем к мысу Желания - се верной оконечности Новой Земли. По первоначальному плану при нималось решение следовать в намеченную точку входа ледокола в полярные многолетние льды через Карские ворота. Учитывая главную задачу высокоширотного плавания, было ре шено следовать, огибая мыс Желания, через пролив Вилькицкого. Плавание этим маршрутом сокращало путь, было надежно по глу бинам и ледовой обстановке. За этим решением по выбору пути, как и за последующими в рейсе, огромная работа предшественников по исследованиям мо рей Арктики. Рассказывает начальник партии Гидрографического предприятия Министерства морского флота СССР Н. Ф. Третьяков: «Только за последние 10 лет сделано более одного миллиона ста тысяч промеров в открытом море, свыше ста тысяч в прибрежных зонах, издано более 550 навигационных карт различных масштабов и назначений. Изданы все необходимые руководства, отвечающие современным требованиям безопасности мореплавания. Ходить во льдах - дело непростое, но оно вообще неосуществимо, если капи 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz