Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА тяжении XX века... Что это - акт отчаяния или переход российской арктической науки в какое-то новое, пока неведомое качество? Впрочем, разговор явно ушел в сторону от дневника Романова. Надо возвращаться к нему. Поначалу ученый сдержан в словах, протокольно краток, но иначе быстро не войти в курс дела. Зато потом научные сведения перемежаются живыми наблюдениями, создавая стереоскопический показ повседневных событий рейса: «9 августа 1977 г. на атомный ледокол «Арктика» из Ленингра­ да прибыла научная группа экспедиции. Основной задачей этой группы была отработка системы научно-оперативного ледового и гидрометеорологического обеспечения плаваний в высоких широтах Северного Ледовитого океана, изучение ледовых условий плавания и движения мощных ледоколов, исследование прочности корпуса и винтов ледокола при различных видах его работы во льдах, сбор данных о физических характеристиках ледяного покрова. В плане обеспечения экспедиции научной информацией предус­ матривались систематический сбор, обработка и анализ ледовой, гидрометеорологической информации, поступающей на ледокол с полярных станций, от научно-оперативных групп штабов морских операций, с самолетов дальней и ближней ледовой разведки, ДАНИИ и береговой сети; сбор, обработка и анализ информации, получаемой непосредственно на ледоколе. 10 августа. Баренцево море. Зыбь. Следуем к мысу Желания - се­ верной оконечности Новой Земли. По первоначальному плану при­ нималось решение следовать в намеченную точку входа ледокола в полярные многолетние льды через Карские ворота. Учитывая главную задачу высокоширотного плавания, было ре­ шено следовать, огибая мыс Желания, через пролив Вилькицкого. Плавание этим маршрутом сокращало путь, было надежно по глу­ бинам и ледовой обстановке. За этим решением по выбору пути, как и за последующими в рейсе, огромная работа предшественников по исследованиям мо­ рей Арктики. Рассказывает начальник партии Гидрографического предприятия Министерства морского флота СССР Н. Ф. Третьяков: «Только за последние 10 лет сделано более одного миллиона ста тысяч промеров в открытом море, свыше ста тысяч в прибрежных зонах, издано более 550 навигационных карт различных масштабов и назначений. Изданы все необходимые руководства, отвечающие современным требованиям безопасности мореплавания. Ходить во льдах - дело непростое, но оно вообще неосуществимо, если капи­ 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz