Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
дух, чтобы выполнить ледовую разведку по требованию ледокола. В случае одновременной работы двумя бортами при неблагоприятных погодных условиях на Среднем самолеты вынуждены были бы уйти на запасной аэродром, находившийся далеко от ледокола, который на следующий день остался бы без авиационного обеспечения. Этого в условиях столь важного научно-практического экспериментального рейса нельзя было допустить. Остальные самолеты, базируясь на Нагурскую и другие аэродро мы, работали по вызову и уточняли ледовую обстановку в районах, прилегающих к пути следования ледокола. Заработала четкая си стема ежедневных вылетов самолетов с целью уточнения ледовой обстановки по пути следования атомохода». А с борта атомохода почти не прекращалась своя, тактическая ледовая разведка с помощью вертолета. Журналист Владимир Стру гацкий поинтересовался у командира вертолета Евгения Николае вича Миронова, сколько времени им пришлось летать на разведку в рейсе к Северному полюсу. Тот все подсчитал: -Судите сами: сто четырнадцать часов «Арктика» шла в тяжелом льду. Из них шестьдесят четыре мы были в воздухе. Самая страда для ледовых разведчиков наступила в последние дни перед полюсом, начиная с 14 августа: «В этот день вертолету пришлось провести в воздухе 7 часов 9 минут, а на следующий день - уже 9 часов 35 минут, - пишет Г Д. Бурков,- Если в некоторых по летах Миронова подменял летчик В. Е. Петров, то гидрологу В. М. Лосеву приходилось летать практически без перерыва. Правда, в отдельных полетах его подменял Александр Викторович Дорофеев - член экспедиции, сотрудник ААНИИ». Казалось бы, вели к полюсу атомоход моряки, но все авторы вос поминаний о выдающемся рейсе, включая судоводителей и даже министра, чаще всего вспоминают гидролога Валерия Михайловича Лосева. Когда узнаешь, что за человек определял буквально по ча сам дорогу ледоколу, становится понятно, отчего все безоговорочно отводят ключевую роль в событиях немногословному инженеру-ги- дрологу. «Выручил В. Лосев, дав рекомендацию с борта вертолета об изменении курса». «...Не будь вертолета на борту и инженера- гидрографа В. Лосева, который почти непрерывно висел в воздухе, информируя о ледовой обстановке в радиусе 25-30 миль, пришлось бы нам долго и бессмысленно с риском аварии винторулевого ком плекса биться форштевнем о лед, делая бесконечные реверсы, и чем бы все кончилось - нельзя с твердой гарантией что-то утверж 146 Глава 8. Первый - это навсегда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz