Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА выполнении регламентных работ (борт 04178, 41851). В результате разведку по определению точки входа атомного ледокола «Арктика» в сплоченный лед пришлось выполнять на борту 04195, базировав­ шемуся вТикси. Подлет машины оттуда занимал в два раза больше времени, чем при базировании самолетов на острове Средний, что, естественно, уменьшало время продуктивной работы. Начали воз­ никать непредвиденные трудности. 13 августа, учитывая ненормальую складывавшуюся обстанов­ ку, в адрес К. Н.Чубакова, находившегося на борту атомохода, и в адрес Халина, начальникаУправления Министерства гражданской авиации ушла радиограмма следующего содержания: «ОТНОШЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ В ИГАРКЕ РЕГЛАМЕНТНЫМ РАБОТАМ ЛЕДОВЫХ БОРТОВ БЕЗ­ ОТВЕТСТВЕННОЕ, ФОРМУ БОРТУ 04178 ВЫПОЛНЯЛИ 5 СУТОК, НЕСМОТРЯ НА ЭТО МАШИНА РАБОТЕ НЕ ГОТО­ ВА ЗПТ СРОКИ ОКОНЧАНИЯ ФОРМЫ БОРТУ 41851 ТАКЖЕ ВЕСЬМА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ ЗПТ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕДОКОЛА РАЗВЕДКАМИ ЭТИХ УСЛОВИЯХ УГРОЗОЙ СРЫВА ТЧК ПРОШУ ОКАЗАТЬ СРОЧНОЕ СОДЕЙСТВИЕ АНГО АРИКАЙНЕН (А. И. Ари- кайнен - руководитель научно-оперативной группы оперативного штаба экспедиции на Диксоне - прим. автора)». Откладывать «разбор полетов» в сложившейся ситуации было некуда и в тот же день на Диксон срочно вылетел главный госу­ дарственный инспектор Администрации Северного морского пути, куратор авиационных вопросов Марк Иванович Шевелев. Тот самый Шевелев, который в 1941 году дал рекомендацию в арктический флот вчерашнему школьнику Юрию Кучиеву. Обратим внимание, как быстро, и, главное, вовремя, на подходе ледокола к полюсу, был ликвидирован провал в ледовой авиараз­ ведке. «К 16 августа на Среднем постоянно базировались уже два само­ лета ледовой разведки с тремя экипажами, задачей которых было обеспечение атомохода информацией о ледовой обстановке на всем пути до полюса и обратно, - пишет Бурков. - Выполнение ледовых разведок во время всего рейса осуществлялось по схеме «один са­ молет в воздухе, другой - на Среднем». Такое решение было продик­ товано тем, что в случае закрытия аэропорта Средний по погодным условиям и ухода самолета на запасной аэродром (например, Диксон или Игарка), второй самолет всегда оставался бы на дежурстве на Среднем и в любой момент при необходимости мог подняться в воз­ 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz