Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА выполнении регламентных работ (борт 04178, 41851). В результате разведку по определению точки входа атомного ледокола «Арктика» в сплоченный лед пришлось выполнять на борту 04195, базировав шемуся вТикси. Подлет машины оттуда занимал в два раза больше времени, чем при базировании самолетов на острове Средний, что, естественно, уменьшало время продуктивной работы. Начали воз никать непредвиденные трудности. 13 августа, учитывая ненормальую складывавшуюся обстанов ку, в адрес К. Н.Чубакова, находившегося на борту атомохода, и в адрес Халина, начальникаУправления Министерства гражданской авиации ушла радиограмма следующего содержания: «ОТНОШЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ В ИГАРКЕ РЕГЛАМЕНТНЫМ РАБОТАМ ЛЕДОВЫХ БОРТОВ БЕЗ ОТВЕТСТВЕННОЕ, ФОРМУ БОРТУ 04178 ВЫПОЛНЯЛИ 5 СУТОК, НЕСМОТРЯ НА ЭТО МАШИНА РАБОТЕ НЕ ГОТО ВА ЗПТ СРОКИ ОКОНЧАНИЯ ФОРМЫ БОРТУ 41851 ТАКЖЕ ВЕСЬМА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ ЗПТ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕДОКОЛА РАЗВЕДКАМИ ЭТИХ УСЛОВИЯХ УГРОЗОЙ СРЫВА ТЧК ПРОШУ ОКАЗАТЬ СРОЧНОЕ СОДЕЙСТВИЕ АНГО АРИКАЙНЕН (А. И. Ари- кайнен - руководитель научно-оперативной группы оперативного штаба экспедиции на Диксоне - прим. автора)». Откладывать «разбор полетов» в сложившейся ситуации было некуда и в тот же день на Диксон срочно вылетел главный госу дарственный инспектор Администрации Северного морского пути, куратор авиационных вопросов Марк Иванович Шевелев. Тот самый Шевелев, который в 1941 году дал рекомендацию в арктический флот вчерашнему школьнику Юрию Кучиеву. Обратим внимание, как быстро, и, главное, вовремя, на подходе ледокола к полюсу, был ликвидирован провал в ледовой авиараз ведке. «К 16 августа на Среднем постоянно базировались уже два само лета ледовой разведки с тремя экипажами, задачей которых было обеспечение атомохода информацией о ледовой обстановке на всем пути до полюса и обратно, - пишет Бурков. - Выполнение ледовых разведок во время всего рейса осуществлялось по схеме «один са молет в воздухе, другой - на Среднем». Такое решение было продик товано тем, что в случае закрытия аэропорта Средний по погодным условиям и ухода самолета на запасной аэродром (например, Диксон или Игарка), второй самолет всегда оставался бы на дежурстве на Среднем и в любой момент при необходимости мог подняться в воз 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz