Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА са. Вылетали с аэродрома полярной станции Нагурская на Земле Франца Иосифа. Смысл такой масштабной ледовой разведки, которую можно на звать стратегической, в том, чтобы оценить состояние ледового покрова, на этот раз, прежде всего, в море Лаптевых, откуда наме чался поворот атомохода «Арктика» в сторону полюса. На основе собранной информации составлялись ледовые карты, температур ный ход... Каждый год авиаразведка начиналась с февраля и шла вплоть до начала летней навигации. Данные обобщались в гомологах, описаниях ледовой обстановки, построенных на сравнении с анало гичными данными, собранными за предыдущие годы наблюдений. И в результате строился прогноз ледовой обстановки на предстоящую навигацию: малые льды, средняя, тяжелая. - Іомологи - это летопись льдообразования и льдоразрушения в Баренцевом, Карском, море Лаптевых и по трассе Севморпути, - подытоживает Руслан Борисович Игрицкий. - Благодаря им было выбрано правильное решение: идти к полюсу с моря Лаптевых. Задача же капитана-наставника ледовой проводки - соотнести возможности судна, каравана с ледовой обстановкой, какой она виделась с самолета. «Я не помню ни одного случая, - продолжает Игрицкий, - чтобы к нам были нарекания и претензии по части точ ности прогнозов. Нарекания были другого порядка: мало разведы вательных полетов. Их не хватало по двум причинам: или самолеты требовали обязательного технического обслуживания или экипажи самолетов исчерпывали свою санитарную норму полетов - 100 часов в месяц на каждого...». Интересуюсь у Игрицкого, насколько справедлива гуляющая молва, что на полюс «Арктика» дошла благодаря военным специ алистам. Довелось ранее услышать такое мнение: «Шли нормально, единственная проблемабыла-точноопределитьсясместом... Брали с собой старших братьев - несколько полковников, «черных», они были с хорошей аппаратурой по тем временам». Это мне расска зывал начальник службы контрольно-измерительных приборов и автоматики в экипаже «Арктики» (а сегодня в той же должности на атомоходе «Таймыр») Анатолий Александрович Адрианов. В рейсе на Северный полюс была введена в полном объеме разработанная им автоматизированная система контроля главных машин, но такой он беспокойный по натуре человек, что в каждом рейсе ему до всего было дело. Капитану Игрицкому тоже есть что добавить: 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz