Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА пересекая Карское море, последовал в пролив Вилькицкого и далее - в море Лаптевых». Пригодился, похоже, не только опыт Владимира Русанова, но и других исследователей XIX и XX веков. В материалах к проекту письма в Совет министров СССР в качестве аргумента за проведе­ ние рейса атомохода в приполюсный район сжато были изложены результаты плаваний иностранных и отечественных предшествен­ ников: «До проникновения человека в центральную часть Северного Ледовитого океана существовало представление, по которому этот район в течение круглого года покрыт сплоченными многолетними льдами. Однако уже первые дрейфы судов («Жаннетта», «Фрам», «Мод», «Г Седов»), а затем дрейфующие станции СП и полеты само­ летов ледовой разведки в наше время установили наличие в этом районе разрежений, в районе которых возможно плавание. Было также установлено, что наиболее благоприятные условия для обра­ зования и развития этих разрежений наблюдаются в летнее время. Министерством морского флота в июне 1971 г. впервые успешно осуществлен высокоширотный переход ледоколов по трассе Север­ ного морского пути из Мурманска в Певек. В плавании участвовали атомоход «Ленин» и ледокол «Владивосток». Рейс выполнен до на­ чала арктической навигации и проходил по кратчайшему пути, свя­ зывающему северо-западные и северо-восточные окраины страны, т.е.севернее островов Новая Земля, Северная Земля и Новосибир­ ских островов. Ранее был случай прохода вокруг островов Северной Земли ледокольного парохода «Сибиряков» 15 августа 1932 г., т. е., в наиболее благоприятный по ледовым условиям месяц». Трудно, даже и невозможно оценить, какой ценой давались ис­ следователям прошлого знания об Арктике, а вот рядовых очевид­ цев подготовки научной основы рейса «Арктики» на полюс можно нередко встретить и сегодня. Сведения собирали десятки и сотни людей, которые не могли предположить, что их научно-оперативная информация понадобится для столь необычного рейса. Решения о его проведении поначалу не было, а появилось оно в атмосфере полной секретности от гидрологов, летчиков, капитанов ледовой разведки и всех рядовых работников штабов морских операций на западе и на востоке Севморпути. С одним из таких людей мы про­ говорили несколько часов. Ему было что вспомнить. Руслан Борисович Игрицкий и сегодня, в свои 80 с лишним лет, вы­ ходит в Арктику лоцманом на иностранных транспортных судах, где 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz