Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА прецедентной экспедиции, оставались считанные мили, произошел неприятный инцидент. Судоводители просчитались со временем прихода в порт, а реактор № 2 по просьбе ученого-курчатовца Н. С. Хлопкина был выведен на стабильную мощность. Словом, запаздывали. Кучиев вызвал для объяснений главного механика О. Г Пашнина и увел его из каюты, где находился Іуженко, на мостик. Что было дальше - в дневнике капитана: «Видимо, почувствовав, Т. Б. пошел на мостик за нами и мягко сказал: «Юрий Сергеевич, дайте руководству Мурманского пароходства новую телеграмму и назовите реальный срок. Не надо форсировать переход, ничего не случится, если и подождут»... Он сбил с меня пыл». Дорога начинается с выбора маршрута. Путь в Арктике определя­ ется не за день и не за два до начала плавания, конечному решению предшествует долгая и кропотливая работа сотен людей, разбросан­ ных далеко от местастарта идаже по времени выполнения своих задач разнесенных на полгода и больше. На упоминавшемся заключитель­ ном заседании оперативного штаба по подготовке рейса «Арктики» 8 августа 1977 года решение о генеральном маршруте плавания принималось так (об этом рассказывает сам министр Іуженко): «При обсуждении маршрута В. И. Тихонов (заместитель министра, исполнявший его обязанности, когда сам Іуженко находился на борту атомохода «Арктика» - прим. автора) выдвинул предложение о вы­ ходе к полюсу прямо с запада («сделать выстрел») с целью сокра­ щения времени продолжительности рейса и большей вероятности достижения цели. Предложение не было принято, т. к. оно снижало научную ценность рейса, ограничивая район плавания». Как известно, решили заходить на направление к Северному полюсу из моря Лаптевых, то есть почти из центральной части Се­ верного морского пути. Очень часто в печатных источниках любят говорить, что «Арктике» с выбором маршрута повезло. Насколько достоверно это мнение, еще в ходе самого рейса выяснила журна­ листка мурманской газеты «Полярная правда» Светлана Баранова, кстати, единственная представительница местной прессы, с «боем» пробившаяся в состав весьма ограниченной по численности журна­ листской группы. Хвала ей: разузнала то, что не смогли выяснить маститые столичные коллеги. Вот выдержка из ее статьи: «Илья Павлович Романов, руководитель группы ААНИИ, пояснил ситуацию этого везения. Для того чтоб все было, как сейчас, необходимы два фактора: граница старых льдов должна отойти как можно севернее, 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz