Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
которая отталкивала судовладельцев и грузовладельцев. А успеш ный опыт транзитных проводок атомными ледоколами крупнотон нажных судов по Северному морскому пути, начатый с 2010 года, показал, что у нового межконтинентального маршрута появилось реальное будущее. Развитие не повернешь вспять: даже если при дет на смену потеплению в Арктике похолодание, полученный опыт транзитных плаваний будет служить ориентиром предприимчивым людям, всегда руководствующимся принципом: если вчера это стало возможным, почему же нельзя повторить его завтра. Допустим, со сменой климатических периодов на пути судов вновь встанут тяже лой преградой льды, но ведь совершенствование методов их пре одоления и самой ледокольной техники не будет стоять на месте... Другой вопрос, кто на себя возьмет обеспечение устойчивой работы новой морской трассы: Россия, пока доминирующая в развитии арктического судоходства с применением ледоколов*, либо какая-то другая страна, которая сумеет оценить грядущие перспективы и выгоды северного межконтинентального морского коридора и сконцентрирует свои усилия на данном направлении? Вопрос открытый, хотя выявляющиеся преимущества северного транзита очевидны. Іосударство, которое возьмет подобную миссию на себя, станет главным игроком в процессе изменения объективно существующей в мире системы международного разделения труда. Іоворя с долей упрощения, такой игрок возьмет на себя оказание транспортной услуги всем желающим при пользовании северным коридором с соответствующими финансовыми выгодами. К тому же с геополитической позиции это демонстрация мирного присутствия в Арктике, которое оппонентам трудно осуждать, как в случае с во енным присутствием. Для России открытие северного межконтинен тального транспортного пути-это едва ли не самый большой вызов современной эпохи. Прежде всего, потому, что события происходят в зоне ее суверенитета и влияния. Снова мы возвращаемся к тому, *По данным Управления по осуществлению политики водных путей и океана американской береговойохраны надекабрь2012годанаибольшим количеством ледоколов вмире (введенных в строй и планируемых к вводу) располагает Россия: 35 действующих (плюс 6 в стадии строительства и 8 планируемых). Далее, с многократным отставанием, Дания: 8 действующих ледоколов. По7 ледоколовв ШвециииФинляндии,6 в Канаде (ещеодинпланируется),5 вСША (ещеодинпланируется),2 вЭстонии. Поодномуледоколуимеют Китай (ещеодинпланируется), Аргентина, Австралия, Чили, Германия, Япония, Южная Корея, Южная Африка, Латвия и Норвегия (еще один планируется). Таким образом, в остальном мире, всего 45 действующих ледоколов. В класс ледоколов, по американским стандартам, судя по всему, включены и суда, прежде всего, научно-исследовательские, способные к самостоятельномуплаванию вольдах. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz