Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

которая отталкивала судовладельцев и грузовладельцев. А успеш­ ный опыт транзитных проводок атомными ледоколами крупнотон­ нажных судов по Северному морскому пути, начатый с 2010 года, показал, что у нового межконтинентального маршрута появилось реальное будущее. Развитие не повернешь вспять: даже если при­ дет на смену потеплению в Арктике похолодание, полученный опыт транзитных плаваний будет служить ориентиром предприимчивым людям, всегда руководствующимся принципом: если вчера это стало возможным, почему же нельзя повторить его завтра. Допустим, со сменой климатических периодов на пути судов вновь встанут тяже­ лой преградой льды, но ведь совершенствование методов их пре­ одоления и самой ледокольной техники не будет стоять на месте... Другой вопрос, кто на себя возьмет обеспечение устойчивой работы новой морской трассы: Россия, пока доминирующая в развитии арктического судоходства с применением ледоколов*, либо какая-то другая страна, которая сумеет оценить грядущие перспективы и выгоды северного межконтинентального морского коридора и сконцентрирует свои усилия на данном направлении? Вопрос открытый, хотя выявляющиеся преимущества северного транзита очевидны. Іосударство, которое возьмет подобную миссию на себя, станет главным игроком в процессе изменения объективно существующей в мире системы международного разделения труда. Іоворя с долей упрощения, такой игрок возьмет на себя оказание транспортной услуги всем желающим при пользовании северным коридором с соответствующими финансовыми выгодами. К тому же с геополитической позиции это демонстрация мирного присутствия в Арктике, которое оппонентам трудно осуждать, как в случае с во­ енным присутствием. Для России открытие северного межконтинен­ тального транспортного пути-это едва ли не самый большой вызов современной эпохи. Прежде всего, потому, что события происходят в зоне ее суверенитета и влияния. Снова мы возвращаемся к тому, *По данным Управления по осуществлению политики водных путей и океана американской береговойохраны надекабрь2012годанаибольшим количеством ледоколов вмире (введенных в строй и планируемых к вводу) располагает Россия: 35 действующих (плюс 6 в стадии строительства и 8 планируемых). Далее, с многократным отставанием, Дания: 8 действующих ледоколов. По7 ледоколовв ШвециииФинляндии,6 в Канаде (ещеодинпланируется),5 вСША (ещеодинпланируется),2 вЭстонии. Поодномуледоколуимеют Китай (ещеодинпланируется), Аргентина, Австралия, Чили, Германия, Япония, Южная Корея, Южная Африка, Латвия и Норвегия (еще один планируется). Таким образом, в остальном мире, всего 45 действующих ледоколов. В класс ледоколов, по американским стандартам, судя по всему, включены и суда, прежде всего, научно-исследовательские, способные к самостоятельномуплаванию вольдах. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz