Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

плавания в Арктике. И сам этот флот заметно вырос. «В годы наи­ высшего подъема транспортной активности на Северном морском пути в Мурманском пароходстве был сконцентрирован линейный ледокольный флот небывалой мощности - около 650000 л. с., по тем временам больше, чем ледокольный флот всего мира вместе взятый», - констатируется в статье Н. Бабича «Северный морской путь и ледокольный флот». Уже на этом этапе четко обозначилась тенденция дальнейшего развития грузоперевозок в полярных широ­ тах: переход к гарантированно устойчивой работе на определенных участках Севморпути в максимально благоприятные периоды года с последующим их сезонным расширением. Только при таком подходе, да еще с гарантиями проводки транспортных судов в экономически оптимальном скоростном режиме у грузовладельцев мог проснуть­ ся интерес к новой мировой трассе. Что и происходит сегодня на третьем, постперестроечном этапе освоения Северного морского пути. Правда, надо четко видеть и принципиальное отличие третьего этапа от двух предыдущих. Если в довоенный и послевоенный пе­ риоды арктическое судоходство развивалось почти исключительно в интересах внутрихозяйственного развития страны и до 1991 года трасса официально не считалась открытой для международного мореплавания, то теперь, напротив, принципиальным условием роста масштабного транзитного плавания становится допуск ино­ странных судов разных стран на Северный морской путь. А это, в свою очередь, требует согласования национальных норм и правил плавания с международными стандартами. Иными словами, про­ цесса глобализации мирового развития никому не дано избежать, тем более в таком международном по своему характеру деле, как морское судоходство. Важно четко расставить акценты, ответив на вопрос: кому и за­ чем это сегодня нужно? Южные варианты евроазиатского морского коридора в условиях растущей мировой экономики либо чрезмерно перегружены (как в случае с Суэцким каналом, пропускная способ­ ность которого не безгранична) либо малорентабельны (в длинном варианте плавания из Европы в Азию вокруг Африки). К тому же эти маршруты в последнее время стали небезопасны из-за растущего пиратства в зоне Индийского океана. У северного, самого короткого коридора, в отличие от южных, самый большой минус- арктические льды. Но в последние годы с потеплением в Арктике они перестали быть той непреодолимой физической и психологической преградой, 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz