Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

хоэмоционального напряжения у судоводителей путем освоения ими приемов и навыков активного плавания, прежде всего, у судоводи­ телей, ведущих суда в канале за атомоходами; - в области организации навигационного процесса - переход от так называемого «экспедиционного» стиля плавания, программировать которое почти невозможно, к работе флота на ледовых трассах по расписанию (к примеру, на основе сетевых планов-графиков, впервые разработанных и внедренных начальником штаба морских операций западного района Арктики Н. Г Бабичем). Эпоха научно-технических прорывов в развитии цивилизации, позволяющих максимально использовать ресурсы Земли в интере­ сах человечества, пришла на смену эпохе великих географических открытий. Альтернативы пока не видно, ибо ресурсы Вселенной нам еще долгое время не будут подвластны. Поэтому освоение кратчайшего межконтинентального пути между Европой и Азией, а в дальнейшем и с Америкой по своей значимости станет сравнимо с такими великими достижениями прошлого, как поиск прохода в Индию испанскими мореплавателями во главе с Христофором Колумбом, обернувшийся открытием Америки, или кругосветное плавание за бесценным природным ресурсом того времени - пря­ ностями - португальца Фернандо Магеллана. Интересно отметить, что наши предшественники, например, Витус Беринг, тоже искали в Арктике проход в Индию, но потерпели фиаско, потому что в от­ личие от прокладки южных вариантов плаванья с запада на восток в северных широтах требовались не только упорство и мужество, но и техническое обеспечение движения судна во льдах, о котором тогда и помыслить не могли. В нынешних реалиях северный межконтинентальный путь - это сокращение как минимум на треть расстояния плавания между Европой и ЮВА и сокращение почти в два раза времени плавания, самого ценного ресурса развития экономики, определяющей все и вся в современном мире. Освоение этого пути было бы и сегодня невозможно, если бы ему не предшествовали два исторических этапа в прошлом, XX, веке. Довоенный, когда было проведено се­ рьезное исследование и навигационное обустройство Северного морского пути, и доперестроечный, связанный с реформированием Российского государства, когда по мере обновления и технического перевооружения ледокольного и транспортного флота были опробо­ ваны различные варианты и возможности устойчивого и безопасного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz