Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
хоэмоционального напряжения у судоводителей путем освоения ими приемов и навыков активного плавания, прежде всего, у судоводи телей, ведущих суда в канале за атомоходами; - в области организации навигационного процесса - переход от так называемого «экспедиционного» стиля плавания, программировать которое почти невозможно, к работе флота на ледовых трассах по расписанию (к примеру, на основе сетевых планов-графиков, впервые разработанных и внедренных начальником штаба морских операций западного района Арктики Н. Г Бабичем). Эпоха научно-технических прорывов в развитии цивилизации, позволяющих максимально использовать ресурсы Земли в интере сах человечества, пришла на смену эпохе великих географических открытий. Альтернативы пока не видно, ибо ресурсы Вселенной нам еще долгое время не будут подвластны. Поэтому освоение кратчайшего межконтинентального пути между Европой и Азией, а в дальнейшем и с Америкой по своей значимости станет сравнимо с такими великими достижениями прошлого, как поиск прохода в Индию испанскими мореплавателями во главе с Христофором Колумбом, обернувшийся открытием Америки, или кругосветное плавание за бесценным природным ресурсом того времени - пря ностями - португальца Фернандо Магеллана. Интересно отметить, что наши предшественники, например, Витус Беринг, тоже искали в Арктике проход в Индию, но потерпели фиаско, потому что в от личие от прокладки южных вариантов плаванья с запада на восток в северных широтах требовались не только упорство и мужество, но и техническое обеспечение движения судна во льдах, о котором тогда и помыслить не могли. В нынешних реалиях северный межконтинентальный путь - это сокращение как минимум на треть расстояния плавания между Европой и ЮВА и сокращение почти в два раза времени плавания, самого ценного ресурса развития экономики, определяющей все и вся в современном мире. Освоение этого пути было бы и сегодня невозможно, если бы ему не предшествовали два исторических этапа в прошлом, XX, веке. Довоенный, когда было проведено се рьезное исследование и навигационное обустройство Северного морского пути, и доперестроечный, связанный с реформированием Российского государства, когда по мере обновления и технического перевооружения ледокольного и транспортного флота были опробо ваны различные варианты и возможности устойчивого и безопасного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz