Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА шения и переносе рейса наследующий год.Ты можешь представить, в каком я был «восторге». Здесь уместно привести еще и выдержку из книги мемуаров Іу- женко «Записки экс-министра»: «Пришлось подключить президента Академии наук СССР директора института им. акад. Курчатова А. Александрова - одного из творцов этих реакторов и атомного судо строения. Он уже был информирован о ситуации и успел принять меры. Затем состоялся разговор с коллегами-министрами: среднего машиностроения, судостроения, промышленности и энергетического машиностроения, в ведомствах которых были специалисты по за мене насосов первого контура. Помощь была быстро оказана». 29 июля, когда стало ясно, что угроза рейсу ликвидирована, министр морского флота издает уточняющий приказ № 194/с, в ко тором устанавливается новый срок готовности ледокола к выходу в рейс - 10 августа. Иногда приходится слышать насмешливо-презрительное: в совет ской системе все решалось «монолитно-железобетонно»... Примени тельно к рейсу «Арктики» на полюс было принято, кажется, вообще беспрецедентное решение: научно-экспериментальную экспедицию возглавил министр. Что экспедиция! Вспоминается телеграммаТ. Б. Іуженко в Мурманское морское пароходство в начале 70-х годов с выражением благодарности морякам атомохода «Ленин» за то, что научились в море менять поврежденные лопасти винтов ледокола. Словом, первому лицу морской отрасли было до всего дело, и так было не только в морской... Когда стремишься понять, за счет чего и как умели и могли в той ушедшей стране в невероятно сжатые сроки решать грандиозные задачи промышленного развития, есть над чем задуматься. Неспроста частные проекты, не по форме соб ственности, она вся была тогда государственная или, как говорили, общенародная, а по ведомственно-отраслевой принадлежности, выносили нередко для принятия решения на уровень высшего руководства страны. А это обязывало всех без исключения про думывать каждый следующий шаг, ход, чтобы быть во всеоружии, когда спросят со всей мерой ответственности. К моменту принятия решения о рейсе на Северный полюс на уровне Политбюро ЦК КПСС была досконально обоснована его необходимость. Вернемся к уже цитировавшимся «Материалам к проекту письма в СМ СССР». Вот как формулировались цели и задачи экспедиции: «Целесообразность предполагаемого высокоширотного рейса можно разделить на следующие подразделы: 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz