Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

Іуженко, уже покинувшему пост министра морского флота СССР, и просит его прояснить некоторые детали подготовки и принятия решения о проведении рейса на партийно-государственном уровне. Этот обмен мнениями происходил в 1997 году, то есть уже в другой стране - в России - и в совершенно иной социально-политической ситуации. Несмотря на перемены, два главных участника самого знаменитого рейса в Арктику - руководитель экспедиции Тимофей Борисович Іуженко и капитан Юрий Сергеевич Кучиев - сохранили добрые дружеские отношения, которые сложились в августовские дни 1977 года, и экс-министр прокомментировал в своем письме, как было дело. Ему слово: «15.07.77 г. мною был утвержден План проведения высокоширот­ ного экспедиционного плавания а/л «Арктика», разработанный под руководством Администрации Севморпути с участием всех заинте­ ресованных организаций, включая, разумеется, и твои предложения, Юрий Сергеевич. 15.07.77 г. я внес в ЦК КПСС записку «О высокоширотном экс­ периментальном рейсе а/л «Арктика». Перед этим была проведена обстоятельная работа в отделе Транспорта и связи с т. Симоновым К. С. (заведующий данным отделом в ЦК КПСС - прим. автора) и несколько продолжительных встреч с Кириленко А. П. (секретарь ЦК КПСС - прим. автора), который после совета с Л. И. Брежневым бла­ гословил писать записку в ЦК. В записке, в частности, говорилось: «...опыт эксплуатации современных мощных ледоколов позволяет выдвинуть такую задачу...для определения возможности плавания севернее островов арктических морей; изучения проходимости льдов, выполнения комплекса исследований в интересах народного хозяйства и обороны страны, а также в целях дальнейшего закре­ пления прав Советского Союза на Севморпути, как национальной магистрали в Арктике... В этот период в арктических морях на про­ водке судов находятся все действующие ледоколы (8 единиц), что при необходимости позволяет использовать их для обеспечения атомохода без ущерба арктической навигации транспортных судов. Расчетная продолжительность рейса 15-20 суток. С МИД СССР (т. Земсков И. Н.), Минобороны (Іоршков С. Г), Министерством граж­ данской авиации (т. Бугаев Б. П.), Академией наук (т. Александров А. П.), Ілавгидрометом (т. Израэль Ю. А.), КГБ (т. Цвигун С. П.) со­ гласовано. Прошу рассмотреть». 21.08.77 г. Записка рассматривалась на ПБ (Политбюро ЦК КПСС - прим. автора). Заседание вел Кириленко А. П. Мой доклад с де­ 124 Глава 8. Первый - это навсегда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz