Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА логических исследований. Хроника. Обсуждения», вып. 28 - 1976, появилось следующее сообщение: «Национальная академия наук США планирует в сентябре-октябре 1977 года или, возможно, на год позже, ввести свой ледокол «Бертон-Айленд» в пункт с коор динатами 78°3°’N, 137°Е, откуда он пассивно последует на запад, в Гренландское море, примерно повторив исторические дрейфы «Фрама» и «Іеоргия Седова». Об этом сообщении доложили министру морского флота СССР Т. Б. Іуженко. В разговоре было также подчеркнуто, что планируемая точка ввода американского ледокола находится как раз в районе к северу от Новосибирских островов, рекомендуемому специалистами ДАНИИ как район входа атомохода во льды в период его высокоши ротного плавания к Северному полюсу. Ввод нашего ледокола именно в этом районе для активного плавания в высоких широтах на месяц или год раньше американцев, планирующих пассивное (в дрейфе) повторение пути «Фрама» или «Іеоргия Седова», окажет содей ствие подъему престижа нашей страны. Выслушав все соображе ния, Тимофей Борисович дал устное указание начальнику АСМП К. Н. Чубакову без какой-либо рекламы и шумихи повторно при ступить к подготовке экспериментального рейса в район Северного полюса». Обратим внимание на интересную деталь: логика событий в гонке- соперничестве великих держав повторялась. В 1961 году советские полярники были вынуждены сменить место высадки дрейфующей станции «Северный полюс-10» из-за того, что их опередили амери канцы со своей станцией «Арлис-2». Теперь конкуренты могли снова «не поделить» район старта ледоколов к Северному полюсу. Воис тину, тесны твои просторы, Арктика! А кроме шуток, вопрос обретал ярко выраженную политическую окраску. Вот почему окончательное решение о проведении рейса на Северный полюс медленно, но верно поднималось на самый верх руководства страной. Спустя 17 лет, когда подробности подготовки и принятия реше ния о первом походе атомохода на полюс уже не так интересовали, потесненные новыми, тоже выдающимися событиями в Арктике, один человек все переосмысливал детали прошлого. Он пытался скорректировать главные выводы собственной жизни: насколько значима его роль в организации и проведении первого рейса на по люс, справедливо ли время расставило акценты событий и оценки другим людям, вершившим их. Нетрудно догадаться, речь идет о капитане Кучиеве. Своими сомнениями он делится в письме к Т. Б. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz