Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА цев не могло компенсировать в глазах многих советских граждан отсутствие у Америки аналога наших «Ленина» и «Арктики». Нет - значит, не смогли». Парадокс века технического прогресса, каким стал двадцатый: покорение Северного полюса кораблями началось не с поверхно сти океана, а под водой. Правда, и в этом случае первопроходцами были атомоходы. Американская атомная подводная лодка с краси вым жюльверновским названием «Наутилус», построенная в 1954 году, первую попытку достичь полюс предприняла в 1957 году, но командир Вильямс Р. Андерсен прекратил рейс после повреждения перископов и появления сбоев в работе гирокомпаса. На следующий год была предпринята вторая попытка, тоже оказавшаяся неудачной из-за перебоев в работе главного гирокомпаса и угрозы повреждений при встрече с подводными ледяными торосами. И только 3 августа 1958 года «Наутилус» прошел географическую точку Северного по люса на глубине 120 метров. Почти через год другая американская атомная лодка «Скейт» под командованием Джеймса Калверта всплыла в точке географического полюса, где экипаж установил американский флаг. Наш первый подводный атомоход К-3 «Ленин ский комсомол» под командованием капитана второго ранга Льва Жильцова сумел всплыть вблизи Северного полюса только тремя го дами позже, летом 1962 года, тогда моряки тоже установили на льду флагшток с флагом СССР. В свете всего этого кажется странным, мягко говоря, когда ряд западных политических лидеров устроили чуть ли не истерию после установки Іосударственного флага России на дне океана в точке Северного полюсав августе 2007 года с под водного аппарата «Мир», доставленного НЭС «Академик Федоров» в сопровождении атомного ледокола «Россия». Что это - реакция на поражение, но теперь уже в гонке за потенциальные природные ресурсы дна Ледовитого океана? Но вернемся к походу «Арктики» 1977 года. Принято считать, что идею рейса выдвинули два арктических моряка: капитан - универ сал в различных плаваниях, включая ледовые, Г О. Кононович и капитан атомохода «Арктика» Ю. С. Кучиев, хотя встречаются и иные точки зрения. Ясность в этом вопросе вносит в своем дневнике Юрий Сергеевич Кучиев: «До сих пор не могу понять, кто составлял подводные рифы, когда шел разговор о направлении от пароходства в рейс Іеоргия Осиповича Кононовича? Казалось бы, согласовал с Лукояновым и Вакориным (партийные работники Мурманского паро 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz