Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
и надежнее решить задачу. А цена поражения была бы равносильна утрате позиций страны на акватории Северного Ледовитого океана, которая именовалась советским сектором Арктики. Как видно, противостояние великих держав, наиболее выпукло выразившееся в гонке вооружений, переплелось с внешне мирным соперничеством в развитии арктического судоходства, стимулируя обе страны на неординарные ходы в Арктике. По большому счету, в использовании ледокольного флота мы были очевидно впереди американцев (заметим, и до сих пор впереди), но вот насколько впереди, предстояло выяснить. Почти через два десятилетия после знаменитого рейса «Арктики», в 1994 году, близнец амери канского «Полар Стар» ледокол «Полар Си» все-таки достигнет полюса, но лишится лопасти винта (какими провидцами оказались советские аналитики, ранее сделавшие заключение, что аме риканцам в их планах помешает несовершенство винторулевой группы ледоколов, а не дефицит мощности). Выводить его из ледо вой западни будет российский атомный ледокол «Ямал» (капитан А. А. Смирнов). Тогда само время работало на нас. Все это были не просто результаты плаваний в приполюсном районе конкрет ных ледоколов, а последствия выбранной линии той или другой страной в развитии морской атомной энергетики. Ведь «Арктике» предшествовал атомный ледокол «Ленин», своеобразная опытная лаборатория по отработке новой тактики ледового мореплавания при наличии огромной мощности ядерной энергетической установки. Американцы же пошли путем создания грузопассажирского судна «Саванна» с одним атомным реактором меньшей мощности 74 МВт, к тому же отстали на четыре года по времени ввода судна в строй по сравнению с первым советским атомным ледоколом. В тоже время в области применения энергии атома в военном судостроении они преуспели, опередив СССР не только в создании первой атомной подводной лодки, но и в подводной гонке за Северный полюс. Очень своеобразно, отражая позицию советских людей, прокомментировал эту ситуацию журналист Андрей Кирошко: «...главным гвоздем в гроб мирового капитализма стало наличие у СССР атомных ледоколов, и на это янки ответить было нечем. Никто тогда не задумывался, что подобная техника Америке, пусть и Северной, просто не нужна. Нет у них северного завоза. А замерзающие порты, такие, как Бостон, с успехом обслуживают портовые ледоколы, которые, кстати, СССР когда-то закупал. Даже наличие у Штатов десяти атомных авианос 120 Глава 8. Первый - это навсегда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz