Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
тяжелейшего льда при сжатии 2-3 балла, обеспечил вывод ледоко лов «Ленинград» с транспортом «Челюскин» и «Ермак» с сухогрузом «Капитан Мышевский» на буксирах. Меня и моих коллег ледокол просто потряс своими возможностями!». А вот изложение соображений из другой записной книжки. Хорошо информированный о проявившихся возможностях нового атомохода начальникАдминистрации Северного морского пути Кирилл Никола евич Чубаков подробно излагал доводы «за» и «против» проведения рейса на Северный полюс. На 1 августа 1976 года пунктов «за» было больше, но тормозом стали политические доводы: опасения, что на предстоящей международной конференции по морскому праву в Женеве аргумент достижения полюса советским судном срабо тает против позиции СССР. Правда, тот же Чубаков, как и Кучиев, знавший о предполагаемом рейсе в высокие полярные широты американского ледокола «Полар Стар», считал, что мы должны от реагировать и отправить «Арктику» навстречу. Но что любопытно, решение предлагалось совсем не то, которое было принято в конце концов. Рассказал о нем, увы, уже на первой годовщине ухода из жизни капитана Кучиева в 2006 году верный его соратник со времени постройки атомохода и без преувеличения один из ключевых участ ников рейса на полюс старший электромеханик Игорь Алексеевич Домахин, но об этой его роли позже. Оказывается, К. Н. Чубаков и один из главных конструкторов атомного ледокола «Арктика» В. Я. Демьянченко предлагали Кучиеву вморозить ледокол, как пред полагалось и в случае с американским «Полар Стар», и попытаться пройти тоже дрейфом на Северный полюс. И это предлагали самые сведущие люди, мало кто знал столь детально и основательно воз можности ядерной энергетической установки и мореходных качеств самого крупного и мощного в мире ледокола. В чем же дело? А в том, что, похоже, неплохо работала советская разведка, подпитывая важной информацией руководство страны и профессионалов-иссле- дователей по планам американской экспансии в советской Арктике. Г Д. Бурков отыскал весьма любопытный документ - «Материалы к проекту письма в СМ (Совет министров - прим. автора) СССР», в котором приведены многосторонние аргументы в пользу неотложной организации экспериментального рейса на Северный полюс атомного ледокола «Арктика». «Начиная с 1962 г. ледоколы береговой охраны США неоднократно предпринимали попытки пройти Северным морским путем сквозным рейсом, - сообщается в данном документе. - При этом в сентябре 118 Глава 8. Первый - это навсегда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz