Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

ЧАСТЬ 3. ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛЮСА изобаллы - линии равной сплоченности льдов, разработал шкалу торосистости льда, ввел систему раскраски карт для картирования зимних ледовых условий... И стал в конечном итоге одним из авторов первого отечественного учебника по ледовой авиаразведке. Всего же Іордиенко участвовал более чем в 50 полярных экспедициях, многими из них руководил. Конечно же, был отмечен высокими на­ учными званиями и наградами, но мало кому в исследовательской среде давалось какое-то неофициальное персональное имя - сви­ детельство неформального профессионального и человеческого доверия и уважения. Так что знал Ю. С. Кучиев, к кому идти, чтобы развеять свои сомнения... Решимость капитана, рискнувшего обратиться напрямую к мини­ стру морского флота с предложением безотлагательно начать под­ готовку к рейсу атомохода «Арктика» на Северный полюс, до сих пор вызывает разные кривотолки, но отказать в мужестве и смелости Кучиеву не может никто. В той системе, что жил Советский Союз, встречались нечастые случаи, когда личные обращения наверх по­ рой влияли на будущее всей страны. Вспомнить хотя бы два письма физика Георгия Николаевича Флерова Сталину в разгар войны с ясно выраженной озабоченностью по поводу нашего отставания на фоне развернувшихся на Западе работ, нацеленных на создание атомной бомбы. Шифровка Юрия Сергеевича из того же разряда, и как видим, тоже попала «в десятку». Хотя мысли о том, чтобы отправиться в необычное плавание во льдах, уже поселилась во многих головах, и не только мысли, в некоторых кабинетах начинали строиться наметки и первые планы. Предпосылки тому были налицо. Атомный ледокол второго поколения сходу зарекомендовал себя как ударная сила в Арктике, способная на многое. Уже в 1975-м и в первой половине 1976 года ледокол надежно отработал, выполнив все поставленные задания, которые одновременно были самыми серьезными ходовыми испытаниями. А октябрьский рейс 1976 года в восточном районе Севморпути сам капитан Юрий Кучиев назвал звездным часом ледокола: «Уверен, что нас не постигнет участь «Челюскина», - сделал ка­ питан запись в своем дневнике 21 июля 1977 года. - Ибо прочный корпус именно прочен, в полном смысле слова... мы его достаточно предметно проверили в боях: летом 1975 года, ледовые испытания в проливе Шокальского, затем две практические навигации. Особо потрясающие испытания выпали на нашу долю 13-14 октября 1976 года вАйонском массиве, когда ледокол преодолел почти 240 миль 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz