Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.

Один из ветеранов атомного флота поправил меня, когда я сказал, что атомоход « Арктика» впервые в надводном плавании покорил Северный полюс: «В активном надводном», - с ноткой упрека уточнил моряк и одним словом внес ясность в вопрос, как сегодня ледокольщики работают в полярных широтах. Был и до сих пор встречается дрейф - пассивное плавание во льдах, точнее, по воле льдов, в которые намертво впаяно судно. Есть пассивное ожидание улучшения ледовой обстановки, тоже, по сути, дрейф, но сознательный, многие годы он определял основное правило принятой тактики ледового мореплавания. Наш рассказ о рейсах, которые во многом изменили представления, какой должна быть эта тактика при наличии мощных современных ледоколов. Сказать больше, в этих научно-экспериментальных рейсах утверждались новые принципы ледового мореплавания, продиктованные решени­ ем масштабных транспортных задач в Арктике, о которых раньше не помышляли. Первые рейсы атомных ледоколов на Северный полюс, при всей их политической престижности, преследовали цель выявить макси­ мальные технические и эксплуатационные возможности атомохо­ дов второго поколения. Но если атомоход « Арктика» уходил в свой главный поход с учетом лучшего сезонного времени плавания на полюс и исходя из рекомендаций науки о наиболее проходимом на тот момент пути во льдах, то через десять лет в программу рейса « Сибири» сознательно закладывались иные условия. Май-июнь в Арктике - время труднопроходимых льдов, накопивших за долгую зиму сплоченность, толщину и инерционность, которые становятся

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz