Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 2. БИТВА ЗА АРКТИКУ «Академик Федоров», которое буксировало за собой сейсмическую косу длиной 4500 метров (хотя основной объем работ был выполнен с 600-метровой косой - прим. автора) и две линии пневмопушек объемом 2000 кубических дюймов». Мнение авторитетного арктического исследователя где-то и по ражает воображение, но опять же мало что говорит неосведомлен ному человеку. И за разъяснением я обращаюсь к начальнику штаба морских операций Росатомфлота Николаю Бабичу: - На чистой воде вести подобные исследования одно удоволь ствие, - поясняет он. - А во льдах, говорю без преувеличения, - тра гедия... Ученым необходимо удерживать инструменты исследований на строго определенной глубине, а для этого необходимо движение судна с постоянной скоростью и ни в коем случае не останавливать ся, иначе сейсмическая коса всплывет, начнет цепляться за ледяные препятствия, а в худшем случае не исключено потерять эту громозд кую дорогостоящую технику... И теперь представьте, каково в этой ситуации судоводителю ледокола. От него зависит, чтобы канал во льду, по которому след в след движется экспедиционное судно, был ровным, а не вихлястым, при этом дистанция между кораблями не сокращалась до опасного предела столкновения. А лед-то, он разный, от обломков на чистой воде до восьми метров толщины в торосах, да еще и по площади сравним то с детской площадкой во дворе, а то с десятком футбольных полей, протянувшихся по курсу... Но иного не дано: в тумане по локатору капитан и его помощники решают, куда идти дальше, как нанести удар в сплошном панцире, чтобы лед раскололся и не препятствовал равномерному движению со строго выдерживаемой скоростью. Не только в отечественной, в мировой практике по пальцам можно пересчитать примеры успешной работы в таких условиях... Николай Григорьевич Бабич, долгие годы отдавший Арктике, словно «в воду глядел», описывая коварный нрав льдов. В ночь на 10 июля караван испытывал затруднения, периодически сжатия снижали скорость движения «Федорова», и «Россия» опера тивно окалывала его, после чего НЭС тут же получал движение. Но в какой-то момент при движении каравана на ледоколе возникли проблемы, он остановился и некоторое время не был способен дви гаться. Перед НЭС «Академик Федоров», который имел уверенное движение в канале со скоростью около 4 узлов, возникла угроза «въехать» в корму обездвиженного ледокола, расстояние до кото 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz