Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности.Кн. 1. Стрелка компаса показывает на Север / В. М. Блинов. – Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. – 270,[1] с. : ил., [12] л. цв. ил.
ЧАСТЬ 2. БИТВА ЗА АРКТИКУ вал об итогах уже и со знанием дела, и с чувством нескрываемого удовлетворения: - Съемка рельефа дна в указанном районе в соответствии с техническим заданием должна была составить не менее 9 тысяч погонных километров. При этом атомный ледокол должен был обеспечить среднюю скорость движения научного судна не менее пяти узлов при толщине ледяного поля не более 2,2 метра. На деле оказалось, что техника исследователей - многолучевой эхолот и профилограф-эффективно работает при меньшей скорости, около 4 узлов. Атомоходу «Ямал» выдержать этот малый темп движения было непросто, тем более, что связка судов должна была работать в четко заданном коридоре движения, допускавшем отклонения в стороны, не превышающие 200 метров: специальная аппаратура, развернутая на ледоколе и судне, следила за соблюдением этого. Но несмотря на жесткие условия, поставленная задача по обсле дованию профилей изменения глубин была выполнена на сто про центов и в установленные договором сроки, хотя на начальном этапе работ были серьезные сомнения. Даже два вертолета, которые мы взяли на случай осложнений в ходе съемок рельефа дна, не по требовались. Экипаж атомохода «Ямал», впервые участвовавший в научно-исследовательских работах такого характера, сумел найти полное взаимопонимание с учеными, что и обеспечило успех. Всего было обследовано около пятидесяти профилей изменения глубин в районе хребта Ломоносова. На следующий год в тот же район исследований, правда, с вклю чением еще одного сектора НЭС «Академик Федоров» отправился в сопровождении атомного ледокола «Россия». Очередная экспедиция по изучению шельфа началась в июле. Ученые и моряки приступили к работам в котловине Нансена, что расположена в северо-запад- ной части Ледовитого океана. Предполагалось, что к этому времени летняя ледовая подвижка серьезно облегчит проведение работ, но прогнозы оказались излишне оптимистичными. Впрочем, начали бы позже - программа работ не была бы выполнена полностью. Надо учесть и то, что опыта работы с данным видом геофизического обо рудования во льдах Арктического бассейна ни у кого не было: ни у создателей этого оборудования, ни у судоводителей, ни у эксплуа тантов. Ответ на вопрос: «Смогут ли суда двигаться в этих льдах в июле?» был очевиден: «Смогут». А вот на вопрос «Как поведет себя оборудование в таких условиях?» никто ответить не мог. Экспедиция 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz