Блинов Н. Н. Вкус морошки : избранное / Николай Блинов. - Москва : АБЛ ПРИНТ, 2005. - 288 с. : ил., портр.

После приговора «тройки» деда отправили в Онеголаг - систему северных концентрационных лагерей. В лагере дед трудился на лесоповале. В мороз и жару жи­ ли в палатках, получали по 500 граммов хлеба. Голодали, мерзли, погибали. По сведениям Зинаиды Алексеевны, дед умер в тюремной больнице города Плесецка в январе 1939 года от «катара» желудка в возрасте пятидесяти двух лет. Никто так и не знал точно, от чего он умер, тогда «катаром» называли любую болезнь: и язву, и колит, и рак. Это опять похоже на легенду, но в 1989 году, ровно через пятьдесят лет после смерти деда, когда мне исполнились те же пятьдесят два года, у меня обнаружили аденокарциному желудка, рак по-простому, и я тоже должен был умереть. Но остался жив, потому что мне сделал блестящую операцию профессор Александр Аркадьевич Гринберг в московской городской больнице № 15. Он полностью удалил желудок и вшил пищевод в кишечник. Вот и ругай после этого бесп­ латное здравоохранение в СССР, и не верь, что наслед­ ственность передается через поколение. Жене тогда удалось меня обмануть и я десять лет думал, что мне удалили обширную язву желудка. Наверное, это для меня было легче. Читая письма деда из тюрьмы и изучая документы его бурной биографии, я все время задавался вопросом, кто же он был такой на самом деле, мой дед: человек идеи, слепой фанатик, внушивший себе догмы революционного марк­ сизма, искатель всеобщей правды и справедливости, борец за власть или азартный игрок, ставящий на карту свои и чу­ жие жизни? Нет, он не был винтиком в той безжалостной машине одурманивания и подавления, которую называли ВКП(б), а потом КПСС, он был вполне сознательным и активным её членом. Он не стремился к собственному величию, не на­ живал себе благополучия за чужой счет, не расталкивал плечами товарищей по работе, не рвался к карьере. Конечно, он свято верил в идеи всеобщего равенства и социальной справедливости, всеми силами стремился отоб­ рать блага у богачей и отдать их бедным, не осознавая, что, если бедный станет богатым, снова нужно будет отбирать у него блага. И так бесконечно. Наверное, в нем было что-то от миссионера, приобщающего к великой вере заблудших, погрязших во грехе. Чуть-чуть изменить кредо его веры, и 237

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz