Блинов Н. Н. Путь блестел... : записки графомана / Николай Блинов. - Москва : АБЛ ПРИНТ, 2006. - 288 с. : ил., портр.

Из лагеря поехал в Погулянку, это в Литве под Тра- каем, к родителям. Купался, ловил рыбу, очень успеш­ но. Щука на озере, угри в Западной Двине. Анечка. Первая девочка, которая дала мне понять, что я ей не безразличен. Потом две недели всем курсом на картошке. Грязь, дожди, на сапогах комья грязи. Тупая, изнурительная работа, запах влажной грязной одежды в зале колхоз­ ного клуба, где все мы ночевали вповалку на полу. Теперь, слава богу, учимся. Все входит в привы­ чные рамки. 22 октября 1956 г. Две статьи в наших газетах: академика И. Грабаря «Заметки о живописи» и Соколова-Скаля «Художник и народ». Вторая написана значительно более реши­ тельным и доктринерским тоном. С.С. утверждает «идейность» главной ценностью социалистического реализма. Но ведь социалистическое искусство обяза­ но быть: 1 - художественно совершенным, 2 - пре­ дельно выразительным и 3 - глубоко правдивым. Мне кажется, именно эти три признака определяют художественную ценность произведения. С.С. обви­ няет Грабаря в отсутствии объективности за то, что тот упоминает в очерке истории русский и советский авангард. Основное их отличие в отношении к импрессионизму. Грабарь считает, что «импрессио­ низм есть разновидность реализма», его дальнейшее развитие. «Автор явно грешит против истины» - тако­ во мнение С.С. Не один Грабарь так считает. Луначарский гово­ рил: «Художественный реализм естественно шел к импрессионизму». С.С. обвиняет импрессионистов в утрате социаль­ ного содержания. Но много ли его было вообще в искусстве Франции того времени?. Правильнее ска­ зать, что импрессионисты не смогли приобрести социального содержания. Но они этого и не хотели. С.С. грубо намекает Грабарю на его импрессионист­ ские грехи молодости, а это не этично. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz