Блинов Н. Н. Беzсмертные : опыт интеллектуального детектива / Николай Блинов. - Москва : АБЛ ПРИНТ, 2007. - 280 с. : ил.
Н. Блинов Всем свойствам бытия, или качествам жизни, как го ворит великий учитель Будда, присущи непостоянство (анигга) и страдание (дукха). Страдание противостоит счастью, называемому буддистами сукхой. Сукха мимо летна и проходяща, а дукха постоянно присуща жизни. *** Мудрый человек принимает существование страда ния и его неизбежность. Если доискаться до причины страдания, то оказывается, что оно кроется в собствен ном "я", или в "самости", как обозначают ощущение личности буддисты. Слово какое-то не наше — "са мость". Нет такого слова в русском языке. В словарях Ожегова и Даля по крайней мере оно отсутствует. Ра зумнее употреблять тоже не очень русское, но более привычное слово эгоцентризм. Самое существо учения Будды, зерно его "Просвет ления" состоит в отрицании эгоцентризма личности как первопричины страдания. Человеку свойственно утверждать свое "я", выде лять его из коллектива других "я", которые снуют вок руг и в свою очередь тоже стремятся себя утвердить. Человеку в отличие от других существ свойственно не удержимое стремление к окончательному спасению своего "я". Он всю жизнь сражается за самосохранение и самовыражение, что и порождает постоянное стра дание —дукху. Парадоксальным следствием этого яв ляется отрицание главного закона исторического ма териализма социал-демократов — закона классовой борьбы. Отсюда вывод, единственно возможный: чтобы уст ранить страдание, необходимо исключить эгоцентри ческие желания личности, которые всегда противоречат общему благу. В этом и заключается основная труд ность. Будда предлагает путь устранения эгоистических же ланий. Это "срединная стезя", восьмеричный путь к нирване. Эта середина пролегает между крайностями 248
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz