Блинов Н. Н. Анастасiя : опыт интеллектуального детектива : роман / Николай Блинов. - Москва : [б. и.], 2008. - 239, [1] с. : ил.
Таких несуразностей и неточностей множество, но не в них дело. А в том дело, что вождь не принял такого властите ля, каким является Иоанн во второй серии: издерганный, больной, нервный — здесь Эйзенштейн-художник смог побороть в себе Эйзенштейна-коммуниста. Опричники под неистовым красно-черным пла менем пляски подбрасывают и ловят любимца царя Федора Басманова в женской маске и сверкающем са- рафане-первые цветные кадры в нашем кинематографе. Они при этом поют хором: Жги! Жги! Жги! Гости съехались к боярам во дворы, Загуляли по боярам топоры! Жги! Жги! Жги! Иоанн смотрит на безумную пляску горящими глазами и приговаривает: —Гой —да! Гой —да! Нет, не должен был великий царь, помазанник бо жий, вождь всех времен и народов, так себя опускать, не следовало ему организовывать убийство несчаст ного Владимира. И уже совсем неприличен в советс ком фильме намек: царский фаворит Федор Басманов в женском одеянии и в женской маске. В социалисти ческом реализме таких намеков не должно было быть! Эйзенштейновская "теория направленного социаль ного воздействия" здесь явно оказалась нацеленной в другую сторону. И не важно, что Иван, реальный, с наслаждением участвовал в пытках, казнях, травлях медведями, а ре альный Сталин подглядывал за ходом судебных про цессов над троцкистами и уклонистами из потайной комнаты во дворце и подслушивал оглашение смерт ных приговоров. 186
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz