Блинов Н. Н. Анастасiя : опыт интеллектуального детектива : роман / Николай Блинов. - Москва : [б. и.], 2008. - 239, [1] с. : ил.
как и следовало любой двухпартийной политической структуре, действовала с переменным успехом. В от личие от нынешних политических партий, у тех, пять сот лет назад, были четкие социальные программы. С одной стороны размещались умеренные прог рессисты иосифляне, последователи Иосифа Волоц- кого-Санина, игумена Иосифо-Волоколамского мо настыря. Иосифляне считали монашескую общинную жизнь в труде, по хозяйству, в обработке земли, мо литвах и обучении мирян, в высшем служении Богу. Они яростно отрицали всяческую ересь, вплоть до физического истребления ее носителей. На другом полюсе располагались сторонники за волжского старца Нила Сорского и его последователей Вассиана Патрикеева, старца Артемия и других, жив ших в лесных скитах вокруг Кирилло-Белозерской лавры. Нестяжатели эти считали идеалом служения Богу отшельничество: без труда, без общения — одно только созерцание, одинокое бдение в ежедневных и еженощных обращениях к небу. При этом отрицался всякий полезный труд, деньги, собственность. Нестя жатели, однако, исповедовали свободу совести. На цер ковном языке это звучало так: "Бог не хочет смерти грешника, но его раскаяния". Посему долг святой церк ви —не убивать, а увещевать всякую заблудшую овцу. Когда в 1504 году на Соборе епископов победили иосифляне, в Москве и Новгороде запылали костры святой церкви: жгли вольнодумцев и отшельников, как в Европе ведьм. Тогда нестяжатели применили ловкий политичес кий маневр: они обратились к великому князю Васи лию III, отцу Ивана, с предложением отдать светской власти церковные земли, казну и имущество монасты рей для оплаты воинской службы и укрепления гра ниц. Власть охотно приняла эту жертву. Нестяжатели торжествовали, поскольку жертва была чужая: у них 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz