Литературная династия : к 80-летию Бориса Николаевича Блинова : биобиблиографический указатель.

Главный ее герой - Веня Егоров - парень из псковской глубинки, мечтавший о дальних плаваниях, приехал в Мурманск и по собственной наивности оказался в порту - без денег, документов и одежды. Это пронзительная история мурманского бича, жизнь которого прошла в рыбном порту, где он знал всех и вся, почему и называли его в шутку «капитаном порта». Чем ценна повесть? В первую очередь, множеством характерных деталей, частностей бездомного бытия. Бессмысленно и крайне несправедливо было бы замыкать эту вещь в узкие рамки маринистики. Блинову в принципе удается в своих книгах уйти от предметов исключительно флотских к общечеловеческим. Так и в «Последнем биче». Жизнь Вени - пример стоического противостояния судьбе, неблагоприятным жизненным обстоятельствам, в ходе которого герою удается отстоять себя, остаться человеком. « - У главного героя был прототип? Вы его знали? - Да, был, но лично я его не знал. Пришел как-то на вахту, а замначальника отдела кадров говорит: «Вот, не выспался!» - «А что такое?» - «Да вот, бомжа ловили! Хотя он вроде и не бомж...» - «Поймали?» - «Поймали!» Я заинтересовался, начал расспрашивать, оказалось, бомжа этого многие знают. И сложилась легенда. А потом уж я насытил жизнь Вени подробностями». И еще об одной целиком мурманской книге Бориса Блинова не могу не сказать - может быть, самой любимой мной - повести «Вад Ширяев». «...Раньше город был закрыт для детей и женщин. В нем оставались одни мужчины, чтобы защищать его от немцев. А теперь война ушла уже за границу, ясно стало, что победим, и потому разрешили вернуться. Только не в старые дома, их почти все разбомбило, приехавших селили в моряцкой гостинице, построенной еще до войны по распоряжению самого Микояна. Гостиница стояла над заливом. Дом был такой громадный, что перед ним даже разговаривать не хотелось. Башня его скрывалась в облаках, а крылья разлеглись над портом, как неприступная крепость. В этом доме все было необыкновенным. Широкая винтовая лестница кружила вокруг пустого пространства и добиралась до самого неба. А на небе был коридор, длинный, как улица, и широкий. Коридором начиналось жилье, а потом, в комнате, продолжалось уже по-настоящему... » - так начинается эта повесть. В центре книги - маленький мальчик, житель мурманского Междурейсового дома моряков военных и первых послевоенных лет. Весь окружающий мир: родителей, их близких и дальних знакомых, маминых курсантов и папиных сослуживцев, мальчишек из дома и со двора и сам этот двор, и дом («такой громадный, что перед ним даже разговаривать не хотелось»), и знакомый каждому мурманчанину наш туман-туманище - такой, что в двух шагах ничего не видно, и улицы, и площади, весь тогдашний Мурманск - мы видим его глазами. Примечательно, что ребенок в силу своего возраста находится в ситуации узнавания мира, он еще многого не знает и не понимает в том, что происходит вокруг, оценивает по-своему, по-детски. А потому наблюдать за ним порой чрезвычайно интересно, увлекательно. Младший Ник Ник Еще раз вспомним Александру Серапионовну, - «дети должны рождаться только от любви». Так и было в этой семье. Потому и сыновья выросли достойные —и своих родителей, и того города, в котором выросли.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz