Блинов Б.Н. На Востоке. Мурманский берег. 2003, Вып.8.c.144-171.
146 Морская жизнь никогда не определялась только материальной стороной существования. Отказ от береговых привычек и привязанностей должен был чем-то компенсироваться. Отработать рейс, год, пару лет, чтобы заработать на машину или квартиру - вариант возможный. Но ходить в море всю жизнь способны немногие. Те, кто видит в море не только пахоту до седьмого пота и хрустящие зеленые, а воспринимает его как судьбу, предначертание свыше. В этой судьбе всегда было время и серьезной работе, и возможности на звезды смотреть, и творчески реализовывать свои способности. Такие люди во все времена составляли костяк не только «Севрыбхолодфлота», но и любого флота вообще. Судовой порядок рассчитан был именно для такой долгой человеческой жизни. Внутри команды существовала иерархия. Четкое разграничение рядового состава и командного, хоть и не соответствовало декларациям советского образа жизни, тщательно и надежно сохранялось и культивировалось. Тот же помполит, заметив близкие отношения механика и моториста, вполне конкретно делал замечание о недопустимости панибратства. Зайти в кают-компанию без приглашения, вызова считалось серьезным нарушением внутреннего этикета. Помню, как залила лицо краска стыда, когда я услышал окрик: «Что здесь делает электрик?» Тридцать пять лет прошло, а помню и фамилию того старпома и высокомерную небрежность, с которой он меня выгнал. Для молодого советского честолюбия такое обращение казалось оскорбительным. Должности уборщиц, прачки, камбузного персонала, которые испокон веку занимали женщины, теперь упразднены, и женщин на судне практически не осталось. А вместе с ними ушло и облагораживающее, романтическое начало, придававшее судовой жизни определенную эмоциональную насыщенность. Администрации, конечно, такой насыщенности не надо и даже на те одну, две должности, на которые и можно бы нанять женщин, теперь охотно берут мужчин. Попутно решена была и одна филологическая задачка: как назвать прачку в мужском роде? Появилось новое русское слово «прач», крепкое, точное, и должность сразу обрела значительность и вес. В первом рейсе прачем ходил Ваня Жеботинский из Рослякова, многодетный отец четверых детей. В пять утра он начинал мыть коридоры и помещения, потом занимался бельем в прачечной, помогал шеф-повару на камбузе и на промысле ухманил у трюма шесть часов. Но главная должность его - отец - помогала ему споро и без напряга выполнять все эти многочисленные обязанности. Жизнь берет за горло без сантиментов, профсоюза нет, чтобы помог. На берегу Ване долго пришлось обивать пороги, чтобы попасть в новый рейс. Уже на другое судно, на наше не попал. Тут уж не до эмоциональной насыщенности. Во флотской конторе я встретил одну давнюю морячку, которая уже два года ждет очереди выйти в море. Ничего ей не светит.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz