Блинов Б.Н. По морям, по волнам…

172 Борис БЛИНОВ книг Марка Твена, Джека Лондона, Майн Рида, О. Генри. Неожиданно вдруг понимаешь, что теплые живые герои — Том Сойер, Гекльберри Финн, дядя Том, Чингачгук запомнились и полюбились больше, чем Пав­ лик Морозов, Тимур и его команда. В застойные годы именно из Америки доходил до нас воздух свобо­ ды. Душевный, интеллектуальный вакуум заполняли герои Хемингуэя, Фицджеральда, Воннегута, Апдайка и Сэлинджера. Может быть, в этом отчасти причина того, что мы охотно соглаша­ емся с Америкой. Соглашаемся с тем, что ее образ жизни и мыслей предпочтителен для жителей всех континентов, что образ цивилизован­ ного человека, который сложился на Земле к концу века, заключен имен­ но в американском стереотипе. А Америка, возможно, из самых лучших побуждений пытается рас­ пространить его по всей планете. И не без успеха. Сейчас ей легче, чем десять лет назад, когда мы тоже на это претендовали со своим хомо советикус. Конкуренции не стало. Мало того, мы сами признали ее при­ оритет и охотно идем проложенным путем. По мере приближения к Мексиканскому заливу движение в океане становилось все активней. Ролкеры, сухогрузы, танкеры, рефрижера­ торы везли сюда сырье со всего мира. В бинокль можно было рассмотреть суда разных стран и даже наши ледокольного типа "морковки" с красными бортами из Владивостока, обогнувшие больше чем полмира. Пожалуй, российские встречались больше всего. Они везли новым хозяевам алюминий, никель, медь, железо, нефть, древесину, чтобы при­ нять в опорожненные трюмы залежалые окорочка и мясо из старых стра­ тегических запасов, которое даже по нашей технологии годится только в промпереработку. Ничего, не избалованные, съедим, даже в очередь за ними становимся. Вот и наше судно четвертый рейс за тем же мясом делает. И опять порожняком через весь океан... Кстати , в этом обстоятельстве нет никакого противоречия с только что сказанным. Просто мы идем на специфическом судне, на рефриже­ раторе, который предназначен для перевозки замороженных грузов. Но Америке российский "скоропорт" без надобности; ей подавай товар твер­ дый, прочный, из которого делают дома, машины, те же пароходы и дру­ гие, как говаривал поэт, долгие дела. А наше судно под лес или металл не годится, поэтому и идет порожним. И уже не слышен ропот, нет обиды за государство, которое недопо­ лучит свои кровные, — не на него работаем, на хозяина, он не обедне­ ет. А нам все равно: свои пять-семь долларов в день капают — с грузом мы, без груза — остальное уже не заботит. Смотришь, к концу рейса и на подержанную машину набежит. Раньше годы для этого требовались, теперь — месяцы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz