Блинов Б.Н. Эти тёплые дни.
Мурманская сага по жизни, успокоенные победой и временным затишьем власти, у автора вырывается очень отчетливая фраза по поводу вос приятия героем действительности: он похож на лошадь, ко торая гордится своим хозяином за то, что тот хорошо ее вы важивал на вольере. Нас хорошо вываживали. У Пастернака столичные люди, хлебнувшие войны, лагерей, и то в мыслях своих тренированы и думают, как надо. Что уж тут о нашей провинции говорить. Редкие возгласы бабушки, которую мы принимали за выжив шую из ума, да случайные странные встречи на улице. Единственный откровенный «протестант» из школьного вре мени запомнился мне на всю жизнь. Второго подобного я не помню. Во дворе «тридцать восьмого» по улице Сталина (из вестного капитанского, «микояновского» дома) ребята окру жили пацана и ехидно высмеивали его «серость». Парень защи щал свою веру в Бога и не стеснялся всех нас обвинять в не вежестве. Но мы его не били, просто решили, что он чокнутый. Самый простой и реальный способ утвердить свою пра воту —объяснить непонятные, сомнительные мысли непол ноценностью рассудка. Потом, в семидесятых годах, когда инакомыслие стали активно «лечить» в психушках, ничего но вого не изобрели, просто пошли на поводу у естественного желания обывателя. Когда не ведаешь, что творишь, совершаешь грех или нет? Подвергаться обману —позволительно? И нужно, можно ли за это осуждать, наказывать? У Христа мягкое отношение, дес кать, оставь его, не ведает, что творит. У государства - юри дический подход, более жесткий: незнание не освобождает от ответственности. Что уж говорить, не только дети, но и взрослые в окруже нии были таковы, не ведали, не знали или старались не знать. И это будто оправдывает положение. Хотя история знает и другой подход «к незнанию». Вспом нить хотя бы Эдипа, который по неведению стал сожитель ствовать с собственной матерью и, узнав правду, не смог вы нести горя, порожденного неведением. Он выколол себе глаза и слепым ушел из Фив. Случалось нечто подобное и в наше время. Мне вспоми нается стихотворение поэта Алексея Маркова, приезжавшего в Мурманск. В нем прокурор, подписывая расстрельный спи сок, последним номером внес свою фамилию как жест по 307
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz