Блинов Б.Н. Эти тёплые дни.
Мурманская сага Вольная и без комплексов коридорная жизнь насыщала про странство. Цена и правила поступков в ней определялись коллективом более, чем семьей. Там, в коридоре, узнавал я, что можно, чего нельзя, и определял для себя: можно то, за что не попадет. Руководствуясь этим простым положением, я считал, что брать деньги из стола можно, но нельзя попадаться. Тас кать у брата из копилки мелочь тоже непредосудительно, нель зя только, чтобы он это заметил, а то даст подзатыльник. Копилка у него была такая замечательная, что ее просто так подержать в руках и то доставляло удовольствие: латунная гильза от снаряда сантиметров шесть в диаметре и высотой сантиметров тридцать, да еще полная мелочи. Из-за отсутствия места в комнате, он держал ее под моей кроваткой, и я, когда ложился, чувствовал под собой солидный капитал, это меня грело. Видимо, интуитивно мама всю жизнь боялась проявления во мне каких-то дурных наклонностей и придирчиво вгляды валась, чтобы пресечь их в зачатке. Не знаю, чем это было вызвано, ничего явно порочащего среди хрусталевской родни вроде бы не наблюдалось. Дед и бабка до революции владели мастерской готового платья в Великом Устюге и магазином мод ной одежды. Они были богобоязненны и очень трудолюбивы. Дед оформил патент купца третьей гильдии незадолго до революции, был поглощен работой, богател. После революции дед и бабка, обиженные на советскую власть, которая их обобра ла, жили тихо, нелюдимо. Дед, лишившись любимой работы, иногда крепко запивал, но упорная бабушка заставила его поклясться на иконе, что он бросит это грешное занятие, и дед слово сдержал. В благодарность Богу бабушка совершила паломничество в Новый Иерусалим и поклялась до конца жизни «не есть скоромного», то есть соблюдать пост. Слово она тоже сдержала, хотя это было сложно не только для нее, но и для нашей семьи, когда после войны она у нас жила. В те голодные годы питались люди, чем придется, и готовить для нее специальную еду было обременительно и накладно. Иног да мама обманывала ее: «Ешьте, мама, что дают, это скоромное». Бабушка угадывала вкус маргарина и отказывалась, но поскольку есть больше было нечего, со вздохом съедала поданное, не забыв укорить маму: «Ладно, Шура, я поем. Но грех-то на тебя ляжет, ты велела». Маргарин ей есть не полагалось, готовить надо было на растительном масле, которое по карточкам не выдавали, и мама ходила на базар, втридорога покупала растительное масло. 267
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz