Блинов, Б. Н. Личное дело : повести. Рассказы / Борис Блинов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 1984. - 332, [2] с., [1] л. портр.

условиям и изменяет свое поведение к лучшему. «К луч­ шему» — то есть больше способствует выживанию. Жизнь — это процесс, суть которого — научение, благода­ ря этому свойству мы существуем. То есть жизнь, в функ­ циональном определении,— это учеба. Методика этой «школы» — постоянна. Она и была по­ ложена в основу самоуправляемых систем. Если отбро­ сить все сложности, суть ее такова. Любой организм существует не изолированно, он окружен средой. Организм и среда образуют систему, способную существовать. Организм влияет на среду, сре­ да с помощью обратных связей влияет на организм — так мы видим, слышим, констатируем наше существова­ ние в окружающем мире. Это внутренняя обратная связь, она пассивна, ею мы только отражаем среду. Но существует и другая обратная связь, внешняя. Сре­ да воздействует на свои составляющие, температуру, воз­ дух, давление, которые влияют на организм, ра здражая его, когда составляющие выходят из жизненных границ. Под действием раздражителя организм меняет поведение. Он совершает действия, одни из них правильны, другие ошибочны,— не имея опыта, он не знает, как поступить, но раздражитель вынуждает его к действию, и он пробует. Пробует так воздействовать на среду, чтобы она ввела свои составляющие в жизненные позиции. Но саму среду он не знает, она для него «черный ящик», и, перебирая различные пробы, он изучает ее методом проб и ошибок. Когда проба попала в цель и среда изменилась так, что ее составляющие прекратили ра здражать организм, сигна­ лы перестают подаваться, и форма поведения закрепля ­ ется. Все, организм научился. При повторении подобной ситуации он уже имеет опыт и будет поступать соответ­ ственно ему. Чтобы система была способна к научению,— делает вывод Эшби,— ей необходим двигательный выход в сре­ ду и две обратные связи: внутренняя, пассивная, и внеш­ няя, эффективная, которой он, Ярцев, пренебрегал. Эта внешняя обратная связь и делает систему «жи­ вой». Она дает системе знания о внешней среде, вынуж­ дает организм к действиям, которые изменяют среду и ограничивают ее вредные влияния. Каналов этой связи у КЭТ было предостаточно, но теперь, имея данные предыдущих исканий, он мог ограни­ 205

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz