Блинов Б.Н. Мой город: очерк. 1996.

о том, сколько полагается работать. Работали столько, сколько надо, и по двенадцать и по четырнадцать часов”. Жизнь, освещенная идеей, делала их бессребрениками и энтузи­ астами. Их общими усилиями строился новый город и приобретал для страны все большее значение. Жизнь была проста, как воды глоток: “Бога нет!”, “Пятилетку — в четыре года!” , “Наша цель — коммунизм!” В 1924 году в Мурманске закрыли церковь. Город стал единственным в стран е губерн ским центром б е з церкви. Э то собы ти е прошло незамеченным — в молодом городе, наверное, и верующих-то не было. О Боге, о душе не думали, не решали мировые проблемы, особо не интересовались политикой. Думали прежде всего о деле, о счастливом зав­ трашнем дне. Во имя высокой цели пошел в свой легендарный рейс “Че­ люскин”. Папанинцы совершили беспрецедентный дрейф на льдине. Откры­ вая неизведанное, ушел в морскую пучину “Малыгин”. Строились новые при­ чалы и принимали суда. Город поглощал тундру, отвоевывая для себя жилое пространство, осваивал новые пути и производства. Честь и хвала труцу. Человеческие лишения, бытовая неустроенность, аскетизм превра­ щались в норму существования. Впереди светила идея, в нее верили, ей поклонялись, принимали трудности как правила, по которым следует жить. Труд, объявленный “делом чести, доблести и геройства”, превращался в понятие идеологическое. Он лишался основного своего содержания, своей сущности — быть не для идеи, а для людей, приносить им добро и благо. Он утратил свою нравственную основу и стал формой выражения идеи. Для многих лю дей тридцатых годов такой взгляд продолжал существовать всю жизнь и несколько обветшалым перешел к “шести­ десятникам” . Идеологический пресс усиливался. Партия искала новые стимулы для труда. Упор на показатели, рекорды, достижения породил соцсорев­ нования. Стахановцы, передовики стали маяками, по которым простым труженикам следовало равнять свои трудовые шаги. Пропаганда творила героев, им создавали условия, их подвиги готовило множество людей. Героев пестовало руководство, награждало правительство и превозносила пресса. Из них создавалась обойма. В соцсоревнованиях подогревалось честолюбие. Искушение наградами, привилегиями, властью смущало м олоды е душ и, вн осил о в жизнь корыстный и н тер ес. Трескучая 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz