Блинов Б.Н. Мой город: очерк. 1996.
о том, сколько полагается работать. Работали столько, сколько надо, и по двенадцать и по четырнадцать часов”. Жизнь, освещенная идеей, делала их бессребрениками и энтузи астами. Их общими усилиями строился новый город и приобретал для страны все большее значение. Жизнь была проста, как воды глоток: “Бога нет!”, “Пятилетку — в четыре года!” , “Наша цель — коммунизм!” В 1924 году в Мурманске закрыли церковь. Город стал единственным в стран е губерн ским центром б е з церкви. Э то собы ти е прошло незамеченным — в молодом городе, наверное, и верующих-то не было. О Боге, о душе не думали, не решали мировые проблемы, особо не интересовались политикой. Думали прежде всего о деле, о счастливом зав трашнем дне. Во имя высокой цели пошел в свой легендарный рейс “Че люскин”. Папанинцы совершили беспрецедентный дрейф на льдине. Откры вая неизведанное, ушел в морскую пучину “Малыгин”. Строились новые при чалы и принимали суда. Город поглощал тундру, отвоевывая для себя жилое пространство, осваивал новые пути и производства. Честь и хвала труцу. Человеческие лишения, бытовая неустроенность, аскетизм превра щались в норму существования. Впереди светила идея, в нее верили, ей поклонялись, принимали трудности как правила, по которым следует жить. Труд, объявленный “делом чести, доблести и геройства”, превращался в понятие идеологическое. Он лишался основного своего содержания, своей сущности — быть не для идеи, а для людей, приносить им добро и благо. Он утратил свою нравственную основу и стал формой выражения идеи. Для многих лю дей тридцатых годов такой взгляд продолжал существовать всю жизнь и несколько обветшалым перешел к “шести десятникам” . Идеологический пресс усиливался. Партия искала новые стимулы для труда. Упор на показатели, рекорды, достижения породил соцсорев нования. Стахановцы, передовики стали маяками, по которым простым труженикам следовало равнять свои трудовые шаги. Пропаганда творила героев, им создавали условия, их подвиги готовило множество людей. Героев пестовало руководство, награждало правительство и превозносила пресса. Из них создавалась обойма. В соцсоревнованиях подогревалось честолюбие. Искушение наградами, привилегиями, властью смущало м олоды е душ и, вн осил о в жизнь корыстный и н тер ес. Трескучая 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz