Берлин, В. Э. История создания одной поэмы : воспоминания об этнографе Н. И. Гаген-Торн (1900-1986) / В. Берлин // Мурманский берег : литературный альманах / [Союз Рос. писателей]. – Мурманск, 1999. - № 5. - С. 316-326.
Валерий БЕРЛИН Целый лень мы пилим, пилим И не можем отдохнуть. Но и ночыо отдых краток: Только кажется, прилег В мерзлом холоде палаток, — Уж опять гудит гудок, И опять мы начинаем. Режет ветер, жжет мороз. В Колыме, — я твердо знаю, — Сколько снега, столько слез. Слуша я стихи, я не о т рыв а я с ь смотрел на висевшую над комо дом пожелтевшую фотографию А. Белого с дарс т в енным ав т о графом Нине Ивановне. В молодости она по зна комила с ь с Анд реем Белым на лит ера турном вечере. Он произвел на нее неизг ла димо е впечатление и она была д аж е тайно влюблена в него. (В нач але 90-х годов воспоминания Н.И. Гаген-Торн о Белом были нап еч а т аны в сборнике «Андрей Бе лый Пробл емы творчества»). После окончания Инс титут а Народов Севера в нач але 20-х годов Нина Ивановна о тпр а в л яе т с я р абот а т ь в этно графических экспедициях на Кольский полуостров, где и по зна комила с ь с Гер маном Крепсом, в те годы научным сотрудником Мурманс кой биологической станции. Сегодня можно говорить о Нине Ив а н о в не Гаген-Торн (1900-1986) к а к о известном советском этнографе, ка ндид а т е географических наук, авторе более чем 50 научных работ и двух книг, в том числе книги о профессоре Л.Я . Шт е рн берге, основоположнике советской этно графической школы. К а к и многие русские интеллигенты, Гоген-Торн д в аж ды — в тридц а тые и в сороковые годы — прошла тюрьмы, э т апы и л а г е ря. В этом аду ее спа сла наука , которой она искренне была у в л е чена, и ли т е р а т ур а , непосредственно с в я з а нн а я с ее пр е д с т а в л е ниями о мире. «В л а г ер я х мы, интеллигенты, — р а с с к а зыв а л а Нина Ивановна, — были лишены привычного лит ера турно го н а следия. Мы испытывали голод ума, лишенного привычной пищи. Книги были у нас случайностью, писать з а п р ещ а л о с ь всегда... В ла г ер я х я пра ктиче ски поняла, почему дописьменная культ ура всегда с л а г а л а с ь в виде песен, былин, — иначе не за т в ердишь , не запомнишь.» Чтобы не задохнуться в лагерном смраде , Нина Гаген-Торн с т ал а переключатьс я на просторы Северной Двины , где протек ла ее юность. Она с т ал а нечувствительной к л а г ерному быту. А 317
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz